|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Академия игры
Обычно, когда говорят о сильных сторонах той или иной школы, непременно упоминают хороших педагогов, современное оборудование, количество выпускаемых медалистов, -- словом, говорят о том, чем можно завлечь в школу родителя, но не ребенка. Неоспоримое достижение учебно-воспитательного комплекса «Измайлово» (который, кстати, обладает и всеми вышеперечисленными преимуществами) как раз в том, что дети здесь готовы отказаться от каникул и выходных, пропуск уроков по болезни воспринимают почти как наказание, а учителей считают своими друзьями и партнерами по игре.
В течение нескольких лет предметом эксперимента в УВК «Измайлово» является образовательная игра, которая создает условия для доверия и партнерства, -- именно так, по мнению директора УВК Александра Рывкина, можно действительно заинтересовать воспитанника и безболезненно для всех сторон вовлечь его в учебный процесс. «Традиционная педагогика не дает возможности реально образовывать, -- утверждает Александр Аронович. -- Любое традиционное обучение по своей сути информативно, немотивированно. Оно не дает возможности достучаться до ребенка. Педагогический поиск привел нас к игровой педагогике. Ее смысл состоит в интеграции мыследеятельностной и театральной педагогик, новых информационных технологий, что позволяет совершить эволюционный переход от информационной парадигмы образования к игровой».
Простейший вариант образовательной игры из «школы будущего» нам даже продемонстрировали. Класс для этого не нужен: во-первых, сковывает, во-вторых, маловат. В игре непременно должны участвовать и младшие, и старшие -- считается, что оригинальное восприятие мира учениками средней школы может помочь старшекласснику «пробить» уже сформировавшееся у него клишированное сознание. Всех удается собрать только в помещении школьного театра. «Я предлагаю три рисунка, -- говорит ведущий, художественный руководитель театра при УВК Александр Гребенкин. -- Пожалуйста, зарисуйте их, определите, в чем различие, единство, и расшифруйте, что они означают». Несколько секунд дети смотрят на доску -- там простой круг, круг со спиралью внутри и знак, символизирующий мужское и женское начала Инь и Янь. Потом зал превращается в своеобразный «брейн-ринг», с множеством столов, за каждым из которых идут бурные споры. Через 3 минуты каждая команда представляет свою версию. Потом дискуссия продолжается в расширенном варианте, и, наконец, формируется ответ: первый знак -- это жизнь, второй -- развитие жизни, третий -- взаимопроникновение, рождающее новую жизнь.
Так, конечно, бывает не каждый день. В УВК, где сейчас учится около 1300 детей, как и в обычной школе, проводятся 45-минутные уроки, ставятся оценки и задаются домашние задания. «Школа мышления» проводится лишь по субботам для желающих учеников 5--11 классов. Но еще неизвестно, что является основой получения знаний -- школьная программа или уникальный эксперимент, называемый «Детско-взрослая академия».
Сессия в этой академии не имеет ничего общего с сессией вузовской. Она состоит из двух элементов: собственно образовательной игры и мастерских, результатом становятся спектакли, праздники, конкурсы. Обычно сессия проводится в дни каникул и целиком посвящена одной единственной теме -- например, какому либо литературному произведению. Игры, конкурсы, турниры, праздники, спектакли -- все тематически связано в единое целое. Например, «Снегурочка» Островского -- тогда изучаются фольклор и язычество, шьются специальные костюмы и готовятся декорации к спектаклю, пишутся сценарии и готовятся постановки. На помощь ученикам 5--11-х классов директор УВК приглашает специалистов по нужной теме: ученых, культурологов. Но спор идет на равных, потому что школьники сами устанавливают в своей академии правила, чтобы самим же следить за их соблюдением. А, по словам студентов, главное правило академии -- равенство всех ее членов, невзирая на возраст. Есть и еще одно важное правило -- полная искренность. Из-за этого, кстати, едва не разгорелась ссора между учениками и педагогами во время сессии, посвященной Гамлету. Воспитанники читали Шекспира, а потом пытались представить, как бы они решали вопрос «быть или не быть» для себя. Конфликт вышел из-за того, что студенты колебались, готовы ли они пожертвовать своей жизнью прямо сейчас.
«Они начинают что-то делать, думать, ломать свое представление, -- вспоминает учитель русского языка и литературы Ольга Бахчиева. -- К примеру, на одной из сессий мы разбирали произведения ХХ века. Цель -- сделать так, чтобы то, что воспринимается ими вначале как чушь, бред, стало бы для них понятным и интересным».
Впечатлений после каждой сессии у ребят столько, что они тут же начинают готовиться к следующей. Собираются по субботам, остаются после уроков. И школьные стены, похоже, покидают с некоторым сожалением. «Мы тут проводим почти все время, -- говорит одна из воспитанниц Настя Григорьева. -- Отношения с одноклассниками, с которыми мы ходим в академию, как с родными людьми». «Домой мы обычно уходим часов в шесть, -- вторит ей Ваграм Хачатурян. -- Все основное, что происходит сейчас в моей жизни, происходит здесь. Можно сказать, что мы здесь не учимся, а живем, проживаем все, что происходит в школе».
КИРИЛЛ ВАСИЛЕНКО