Время новостей
     N°23, 09 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2001
Школа выживания
Детям беженцев в Москве помогают учиться только французы
В эту школу ученики добираются со всех концов города, и многие тратят на дорогу по полтора-два часа, так что первый урок здесь начинается в 10 утра. Но выбирать не приходится: для многих беженцев пять школ, организованных французской гуманитарной организацией «Экилибр» при участии Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), -- единственные учебные заведения, где их дети могут учиться.

В школе в Кузьминках -- свыше 200 детей, в основном это афганцы. Школа занимает всего один этаж в здании общежития ветеринарной академии, и одновременно все ее ученики там поместиться не могут, учатся 3--4 раза в неделю по очереди. Дети учат здесь русский язык и дари, географию и Коран. «Программа нашей школы уникальна, -- говорит директор школы Светлана Прасол, -- мы даем не полноценное образование, а скорее помогаем детям беженцев и нелегальных мигрантов, которые к тому же живут под угрозой постоянного конфликта с представителями властей, адаптироваться к новой среде». Но самая главная особенность этой школы -- это ее ученики. Учителя школы вполне могли бы отслеживать динамику нелегальной эмиграции по «волнам» новичков. «Сначала из Афганистана бежали политики и военные, потом -- интеллигенция, врачи, преподаватели. А сейчас уже просто крестьяне, которые бегут не по политическим соображениям, а для того, чтобы выжить», -- рассказывает координатор образовательных программ «Экилибра» Наталья Малинина. Но и в России им приходится нелегко.

Зухра живет в Москве третий год. Ей 14 лет. Дома девочкам талибы вообще запрещают учиться, здесь она тоже не сразу попала в школу: сначала год помогала отцу, который перебивался случайной работой на складе. В их семье семеро детей, и вся семья ютится в одной комнате. Из всех детей учится одна Зухра: ездит по полтора часа в Кузьминки с «Домодедовской». И учится очень прилежно.

Впрочем, учителей это не удивляет, они говорят, что здешние дети все впитывают как губка, потому что у них есть стимул учиться. В обычные школы их, не имеющих ни регистрации, ни медицинских полисов, берут с трудом. В основном, как объяснила школьный доктор и мать четверых детей Закия, все зависит от доброй воли чиновников окружных управлений образования или отзывчивого сердца директора школы. «Городской комитет образования нами практически не интересуется, -- сетует Наталья Малинина, -- ведь этих детей в Москве как бы нет. Тем не менее они есть, и чем дольше мы будем делать вид, что этой проблемы не существует, и откладывать ее решение, тем больше будет в городе голодных, безработных, бесправных людей, которые могут представлять социальную опасность».

ИРИНА БЕЛАШЕВА