|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспорт образования
К одаренным людям в цивилизованных странах всегда относились как к национальному достоянию. Им уделяли и уделяют максимум внимания, стараются помогать. Недавняя встреча президента Путина со школьниками -- победителями международных олимпиад говорит о том, что Россия также стала относиться к образованию как к стратегически важной сфере, а к одаренным людям -- как к национальному достоянию.
Технологический скачок, произошедший за последние несколько лет, поставил перед государством и обществом новые задачи в сфере образования. Высокий уровень знаний должен стать теперь не уделом избранных, а массовым явлением. Потребность государства в интеллектуальной элите измеряется уже не десятками, а десятками и сотнями тысяч человек. Поэтому реформа образования нацелена и на то, чтобы сократить «утечку мозгов» из России. За последние годы из нашей страны выехало несколько сот тысяч человек, причем людей, которые составляют интеллектуальную элиту государства. В условиях перехода к постиндустриальному развитию общества, основанному на знаниях, это, конечно, серьезнейшая проблема для государства, и проблема прежде всего экономическая. Хотя сейчас «утечка мозгов» сокращается, и причин тому несколько. Во-первых, произошла некоторая политическая и экономическая стабилизация, а во-вторых, потребности Запада в таких людях тоже не безграничны. Востребованы специалисты в области высоких технологий -- электроники, биотехнологии и так далее. А все остальные, как правило, устраиваются с очень сильной потерей социального статуса. Играют свою роль и такие фонды, как Фонд Сороса или Фонд Форда. Пожалуй, никто еще не оценил, сколько людей осталось в России благодаря тем небольшим деньгам -- грантам и стипендиям, которые они получали от этих организаций.
Тем не менее сейчас идет очень серьезная реформа экономических механизмов системы образования. Надо сказать, что с приходом нового президента образование стало важной инвестиционной сферой. В прошлом году его бюджет был увеличен на 30%. Вносятся соответствующие изменения и в налоговую политику. В частности, практически сняты ограничения на контрактный прием в вузы, введены поправки ко второй части Налогового кодекса по налоговому освобождению физических и юридических лиц, тратящих на образование до 25 тысяч в год, и многое другое. Разработана новая система выплат стипендий по категориям -- экономическая, социальная, правительственная, за академические достижения. Эта система скорее всего начнет действовать в 2002/03 учебном году.
Помимо задачи поднять уровень образования внутри России, мы ставим также задачи усилить свое влияние в мире и привлечь в нашу страну интеллектуальные ресурсы. К сожалению, на сегодняшний день говорить о наличии в России государственной политики в области экспорта образовательных услуг еще не приходится. Но мы очень рады уже тому, что программа развития такого экспорта вошла в составную часть программы правительства, и с 2002--2003 года мы начнем более глубокую ее разработку. Россия имеет традиции «экспорта образования», прежде всего во Вьетнам, Монголию, страны Африки, Азии. Это страны, где мы до сих пор сохранили очень сильное образовательное влияние, и восстановить позиции там не составит большого труда. Другое дело, что придется делить студентов с французскими, британскими, американскими университетами. Мы сейчас работаем над созданием образовательных центров в Монголии и Вьетнаме. Надеюсь, что эта программа получит соответствующее финансовое сопровождение и будет принята правительством.
Важнейшим направлением нашей деятельности является, конечно, ближнее зарубежье. Мы создаем совместные университеты, которые работают по нашим программам. В настоящее время действуют три российско-славянских национальных университета -- в Бишкеке, Душанбе и Ереване. А скоро в Могилеве будет подписан договор о создании белорусско-российского технического университета.
В России обучаются около 80 тысяч иностранных студентов из 162 стран мира.10--11% из них учатся за счет Российской Федерации, остальные -- контрактники.
Среди иностранных студентов преобладают граждане азиатских стран и Африки. Первые места занимают жители Монголии, Вьетнама, Китая, Японии, Йемена, Анголы, Нигерии, Кении, Шри-Ланки, Камеруна, Мали. Довольно значительно число учащихся из Палестины, Ливана и Бангладеш. Единственная европейская страна, из которой отмечается постоянный поток студентов в Россию, это Финляндия.
Из жителей ближайшего зарубежья лидируют граждане Таджикистана, Украины, Киргизии, Молдовы, Армении.
Данных по количеству студентов, обучающихся в иностранных филиалах российских учебных заведений нет. Известно только, что в подобных учебных учреждениях в СНГ учатся порядка 7 тысяч русских.
Также нет информации, сколько россиян посещает учебные заведения за рубежом. Известно только, что по данным Британского Совета, в Великобритании обучается более 40 тысяч россиян.
Александр КОНДАКОВ, заместитель председателя Совета по образованию СНГ, замминистра образования РФ