Паскаль КУШПЭН -- министр внутренних дел Швейцарии, который исполняет в этом году по принципу ротации обязанности президента Швейцарской конфедерации. Министерство г-на Кушпэна ведает также социальными вопросами, а до этого года он занимал пост министра экономики и в этом качестве нанес визит в Россию в 2001 году, посетив Москву и Пермь. На днях он снова приезжает в Россию. В интервью Игорю СЕДЫХ в Женеве, данном специально для газеты «Время новостей», г-н Кушпэн заявил, что
прошлогодняя авиакатастрофа над Боденским озером не должна помешать развитию отношению между двумя странами.
-- Год назад над Боденским озером погиб 71 человек, в том числе 45 детей из Башкирии, летевших в Барселону. Швейцарская авиадиспетчерская компания «Скайгайд» пытается всячески уклониться от ответственности и даже обвинить в происшедшем российских пилотов. Что вы думаете об этом?-- Эта трагедия тяжелой тучей нависает над нами, омрачая хорошие в целом отношения между нашими странами. Мы выражаем искреннее сочувствие родственникам погибших. Мы также сожалеем о бестактности руководства «Скайгайд». Это ужасно. Но сейчас, как мне кажется, мы близки к соглашению о возмещении ущерба, и надеюсь, тучи рассеются.
-- Как вы оцениваете отношения между нашими странами?-- На политическом уровне проблем нет, но отношения нельзя назвать очень теплыми. Мы хотим активно развивать связи с Россией. В частности, этому посвящена моя будущая поездка в Санкт-Петербург для участия в открывающихся днях Швейцарии.
-- Какова цель этого визита?-- В нем сочетаются политика, бизнес и дружба. Мы хотим напомнить о роли швейцарцев в формировании облика Санкт-Петербурга. Ведь это женевский адмирал Лефорт сказал Петру Великому: если Россия хочет быть тем, чем она должна быть, ей нужно стать морской державой, ей нужен флот и порт с выходом в море! Швейцарцы оставили след в истории России. Я учился в колледже вместе с племянником Жильярда, воспитателя сына Николая II царевича Алексея. Мой двоюродный брат -- сын гвардейского полковника Фогеля, который вместе с князем Юсуповым участвовал в убийстве Распутина. Отец моего дяди, коммерсант, вел большие дела с Россией. Россия занимала поразительно большое место в жизни швейцарцев из самых разных слоев общества, и мы снова идем к этому. Мы пригласили президента Путина посетить Швейцарию, и я хотел бы встретиться с ним во время поездки в Санкт-Петербург в июле, хотя пока ответа российской стороны нет. Мы понимаем, что Швейцария не относится к числу приоритетных партнеров России, но нужно добиться того, чтобы отношения между нами стали теплыми, а не просто хорошими.
-- В каком состоянии экономические отношения?-- В России действуют порядка четырехсот швейцарских предприятий. Надо воздать должное правительству президента Путина -- обещания выполняются, и дела идут хорошо. Имеется потенциал для удвоения швейцарского присутствия -- до 700--800 предприятий. Швейцарские инвестиции составляют 1,6 млрд долларов. Это и много, и мало. Россия нуждается во вложении не только денег, но и новейших технологий. Этим и отличаются швейцарские фирмы. Мы очень довольны развитием туризма. Швейцарское посольство в Москве выдает визы быстрее всех.
-- В 90-х годах швейцарские предприятия смелее выходили на российский рынок. В чем причина нынешнего спада?-- Авантюристы -- например, банк Credit Suisse -- пошли на значительный риск и потерпели неудачу. Но после этого многие испугались. Сейчас доверие восстанавливается, хотя и медленно. Что касается инвестиций, мне кажется, что для предприятий, уже действующих в стране, важно реинвестировать свою прибыль, а не вывозить ее. Типичный пример -- Nestle, объем операций которой постоянно расширяется, причем не за счет инвестиций из Швейцарии. В том же духе действуют и другие крупные швейцарские компании -- ABB, Novartis, Roche, Ascom, Buehler, Credit Suiss Group, Sulzer.
-- Почему доверие инвесторов восстанавливается медленно?-- Дело в отсутствии надежной среды для предпринимательства. Россия должна достичь определенного уровня политико-экономической культуры. Мы должны подтолкнуть инвесторов, но вам нужно привлекать и «приручать» компании, мало знакомые с российским рынком.