Всего семи метров не хватило, чтобы год назад в небе над Боденским озером в Южной Германии благополучно разошлись российский лайнер с 52 детьми на борту и грузовой самолет из Бахрейна.
1 июля 2002 года в 21.35.32 Ту-154М Башкирских авиалиний
под прямым углом врезался в «Боинг-757» бахрейнского отделения почтовой компании DHL, задев левой стороной фюзеляжа в районе запасных выходов хвост «грузовика». Столкновение стало следствием «цепи злополучных обстоятельств», заявил на днях Йорг Шенеберг, руководитель германского бюро по расследованию авиапроисшествий, которое готовит доклад об этой катастрофе.
Одним из звеньев этой цепи стал диспетчер швейцарской службы безопасности полетов «Скайгайд». Его команды российскому самолету и одновременные команды бортовых приборов предупреждения столкновения TCAS на «Боинге» и Ту были восприняты пилотами с опозданием и неверно, что и привело к столкновению. Международным правом предусмотрено, что ответственность за катастрофу ложится на страну, на территории которой она произошла. Контроль над полетами в воздушном пространстве Южной Германии уже много лет обеспечивала компания «Скайгайд», которая на 90% принадлежит швейцарскому государству. Однако
виновные пока не названы.
До сих пор не ясно также, когда и
кто заплатит компенсации родственникам жертв трагедии. Правда, уже создан фонд по возмещению ущерба. В нем участвуют компания «Скайгайд» в лице своих страховщиков и перестраховщиков, а также Германия и Швейцария в равных долях. Авиакомпании в фонд не вошли. Адвокат «Скайгайда» Александер Фон Циглер считает, что по-настоящему фонд заработает только после присоединения к нему авиакомпаний, которые «тоже не без греха». Адвокат имеет в виду хотя бы то, что пилот «Боинга» запоздал с сообщением о том, что выполнил команду изменить высоту полета. МИД России вчера тоже выразил недоумение отсутствием в фонде авиакомпаний.
Принцип выплаты компенсации родственникам погибших в авиакатастрофах частично закреплен лишь в варшавском соглашении о воздушном транспорте, которое «оценивает» каждого погибшего в 27 350 евро. Но поскольку правовая база слаба, торговля «мертвыми душами» стала прибыльным делом для адвокатов, ведущих тяжбы против авиакомпаний. Например, берлинский адвокат Михаэль Витти советует родственникам погибших добиваться выплат по шкале, которая обычно используется для компенсаций за гибель американских военных летчиков, -- а это уже миллионы долларов. Правда, катастрофа над Боденским озером никак не связана с Америкой, а без этого иск не имеет никаких шансов.
Не случайно в соглашение о создании фонда включен пункт о конфиденциальности. Как признал Александер фон Циглер, это сделано для того, чтобы адвокаты пострадавшей стороны не знали, до каких сумм готовы дойти страховщики и перестраховщики. Оценки общего размера фонда колеблются от 50 до 80 миллионов долларов. «Мы предложили простой способ, чтобы родственники получили деньги быстро. Но если адвокаты не примут фонд, мы готовы вести тяжбы десятилетиями. Не исключено, что некоторые не доживут до получения компенсации», -- откровенно заявил фон Циглер. Торговля за компенсации продолжается. Зато на дежурстве в центрах службы безопасности полетов «Скайгайд» отныне не может оставаться только один диспетчер.Последние 15 минут полета
Время (по Гринвичу) |
Boeing B-757-200, борт DHX 611 |
Туполев Ту-154-М, рейс BTC 2937 |
21.21,50 |
Первый вызов диспетчерской службы «Свисс Эйр» в Цюрихе (ACC Zurich), волна 128,050 МГц, эшелон 260 (26 тысяч футов) |
21.22,54 |
Экипаж получил команду подняться на эшелон 320 (32 тысяч футов) |
21.22,59 |
Экипаж запросил разрешения подняться на эшелон 360. Диспетчер заявляет, что разрешение на подъем будет дано через 4--5 минут |
21.26,36 |
Экипаж получает разрешение на подъем на эшелон 360 |
21.29,50 |
Самолет достиг эшелона 360 |
21.30,11 |
|
Первый вызов ACC Zurich, волна 128,050 МГц, эшелон 360 (36 тысяч футов) |
21.34,42 |
Встроенная система предупреждения о возможных столкновениях в воздухе (TCAS) извещает экипаж (Traffic, Traffic) |
Встроенная система предупреждения о возможных столкновениях в воздухе (TCAS) извещает экипаж (Traffic, Traffic) |
21.34,49 |
|
Диспетчер требует от экипажа срочного снижения на эшелон 350. Вместе с этим дается информация о возможном столкновении |
21.34,56 |
TCAS дает команду на снижение, чтобы избежать столкновения. Экипаж без колебаний выполняет ее |
Экипаж начинает снижение. TCAS дает команду на подъем, чтобы избежать столкновения |
21.35,03 |
|
Диспетчер ACC Zurich повторяет команду срочно снизиться на эшелон 350. Экипаж немедленно соглашается. Потом диспетчер сообщает экипажу о другом самолете на высоте 360 «в положении 2 часа» |
21.35,10 |
Экипаж получает команду TCAS «ускорить снижение» |
21.35,19 |
Экипаж сообщает диспетчеру ACC Zurich, что он следует команде TCAS и начинает снижение |
21.35,24 |
|
Экипаж получает команду TCAS «ускорить набор высоты» |
21.35,32 |
Столкновение с Ту-154-М в районе эшелона 350 |
Столкновение с «Боингом» в районе эшелона 350 |
Из материалов немецкой комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы