|
|
N°117, 01 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сто гектаров в «чистом поле»
Минфин почти согласился на особые экономические зоны
Многострадальный законопроект об особых экономических зонах (ОЭЗ) близок к заветному согласованию. Вчера по итогам правительственного совещания с участием вице-премьеров Алексея Кудрина и Бориса Алешина, а также министра экономического развития Германа Грефа было объявлено, что в августе--сентябре согласованный вариант будет обсужден на заседании правительства. Г-н Алешин после совещания даже выразил надежду, что уже в следующем году будет создано пять--семь зон.
У законопроекта, который принято считать одним из любимых детищ Германа Грефа, оказалась сложная судьба. Первая попытка внести документ в правительство была предпринята МЭРТ еще в марте прошлого года. Затем несколько раз законопроект почти вплотную приближался к Белому дому, но каждый раз непреодолимые разногласия с другими ведомствами возвращали его на исходную позицию. Кстати, когда г-н Греф неожиданно согласился на более чем скромный вариант налоговой реформы, предложенный Минфином, злые языки утверждали, что позиции были сданы в обмен на поддержку закона об ОЭЗ.
Минфин и сегодня остается оппонентом этого проекта, но теперь единственным: с Государственным таможенным комитетом, Министерством по налогам и сборам и Минпромнауки он уже полностью согласован. Впрочем, и ведомство г-на Кудрина уже не столь категорично. Если раньше Минфин возражал против самого факта существования в России особых зон, то теперь, как рассказал газете «Время новостей» глава департамента налоговой политики МЭРТ Михаил Орлов, присутствовавший на совещании, с концепцией закона министерство согласно, у него есть лишь ряд технических замечаний. Г-н Кудрин обещал представить их еще до своего ухода в отпуск (в который он отправляется через неделю).
Ранее Минфин полагал, что закон не только не нужен, но и вреден, поскольку ОЭС могут превратиться во внутренние офшоры, где будут «прятаться» от налогов. Во-вторых, были опасения, что он будет слишком дорогим. Ныне, как говорит г-н Орлов, против бюджетных трат Минфин уже не возражает, равно как и против того, что зоны получат ряд налоговых, таможенных и административных льгот. Однако теперь, сказал г-н Орлов, Минфин опасается того, что создание зон может нарушать принцип равноправия всех хозяйствующих субъектов, предоставляя некоторым неоправданные преференции.
Как считает Михаил Орлов, на первых порах зоны потребуют значительных вложений. По проекту они могут быть созданы только «в чистом поле», там, где нет никакого производства. Создание инфраструктуры для функционирования одного квадратного километра зоны обойдется, по подсчетам Минэкономразвития, примерно в 26 млн долл. Максимальный размер зоны (от 1 до 10 квадратных километров) зависит от ее типа. Финансирование на паритетных началах осуществляется из федерального бюджета и бюджета субъекта в течение двух--четырех лет. По словам г-на Орлова, такие суммы не так уж обременительны для бюджета, особенно учитывая, что эти затраты компенсируются на втором этапе, когда в зоне появятся частные инвесторы.
По проекту предполагается создавать промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Независимо от типа ОЭЗ создаются исключительно для разработки и производства продукции высоких технологий. В технико-внедренческих зонах будут генерировать новые идеи, а в промышленно-производственных -- трансформировать их в конкурентоспособные товары. Зона первого типа может занимать территорию не более чем в один квадратный километр, а второго -- в десять.
Вера СИТНИНА