|
|
N°117, 01 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большое счастье
У балета Большого театра -- новый худрук
В Большом театре -- маленькая сенсация. В тиши, без пресс-конференций и скандалов, сопровождавших все предыдущие кадровые перестановки, подписан контракт с Алексеем Ратманским. Автор «Светлого ручья», самой успешной премьеры прошедшего сезона, становится художественным руководителем балета Большого театра. Борис Акимов, занимавший этот пост последние три сезона, доработает до конца года -- пока Ратманский будет выполнять свои обязательства по зарубежным контрактам, а затем вернется в должности худрука в Московскую академию хореографии. Отличному учителю, убежденному в том, что все самое интересное в балете случилось минимум сорок лет назад, и не склонному к азартным играм на опережение конкурентов, там, несомненно, самое место.
Ратманский на пост худрука кандидатура практически идеальная. Большому театру -- «свой» и «не свой» одновременно. Как всякий выпускник МАХУ (учился у Пестова, создавшего Малахова и Цискаридзе), нежно относится к зданию с квадригой на голове. Как всякий танцовщик, ведущий карьеру по значимым заграничным труппам (сейчас у него «пожизненный», то есть допенсионный контракт с Датским королевским балетом), способен на здание и его обычаи посмотреть трезвым взглядом. Впервые поставил в Большом «Каприччио» пять лет назад (тогда взревновал бывший худруком Владимир Васильев и не взял спектакль в репертуар), но артистов Большого знает и по антрепризе -- «Прелести маньеризма», «Сны о Японии», «Леа» показали, как внимателен Ратманский к актерам, как умеет вытащить даже из давно заштампованных людей ясные эмоции и пылкий юмор и как умеет разглядеть еще не светившегося в больших ролях человека, определить только начинающуюся судьбу (что так важно как раз для руководителя труппы).
Важно еще умение ни с кем не ссориться, но самыми важными вещами не поступаться -- так Ратманский ушел с шемякинского «Щелкунчика», увидев, что за монстр вырастает в Мариинке. Но дверью не хлопал, просто вежливо ее прикрыл -- и вернулся, когда позвали снова, сделав дивную, воздушную, печальную «Золушку». Не скандалист, прагматик, лучший хореограф России на сегодняшний день, умница с легким и саркастичным чувством юмора. Понимает ли Большой театр свое счастье -- узнаем в следующем сезоне.
Анна ГОРДЕЕВА