|
|
N°117, 01 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горькая пилюля Милана Панича
Первая и пока единственная попытка иностранной компании стать полноценным участником российского фармацевтического рынка завершилась полным провалом. Вчера было объявлено, что фармацевтическая сеть ICN, объединяющая пять предприятий и 96 аптек и аптечных киосков по всей стране, окончательно перешла под контроль Millhouse Capital -- компании, управляющей активами Романа Абрамовича. Причем новые владельцы, судя по всему, заплатили за этот бизнес втрое меньше того, на что изначально рассчитывали прежние хозяева, прежде всего основатель ICN Милан Панич. Надежды бывшего югославского премьера закрепиться на перспективном восточноевропейском рынке оказались несбыточными.
Впрочем, подвели г-на Панича не столько российские реалии, сколько собственные акционеры. Совладельцы зарегистрированной в Калифорнии компании так и не поняли загадочной славянской души председателя совета директоров ICN, вложившего в развитие производства и создание собственной розничной сети в России ICN больше 200 млн долларов. Тем более у них не вызвали восторга планы Милана Панича продолжать инвестиции: год назад глава ICN в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» обещал направить на реконструкцию своих фабрик в нашей стране еще примерно 200 миллионов. Не помог г-ну Паничу и тактический маневр с дележом ICN на два подразделения, одно из которых должно было, к радости акционеров, продолжить борьбу на стабильных рынках, а другое -- заняться Восточной Европой. Акционеры посчитали, что эпоха Панича в ICN подходит к концу, и потребовали продать бизнес в России. Первоначально они надеялись вернуть не менее 150 млн долларов. Однако проведенный конкурс показал, что платить претенденты на российское наследство Милана Панича готовы гораздо меньше. В финале конкурса, в котором участвовали «Аптечная сеть 36,6», корпорация «ОСТ-Вест», фармдистрибьютор «Протек» и инвестиционная компания «Профит хаус», победа досталась последней.
На фармацевтическом рынке «Профит хаус» имеет немалый вес, так как управляет сетью московских аптек «Чудо-доктор» и уфимским фармзаводом «Уфа-вита». Однако, как выяснилось, в этой сделке «Профит хаус» выступила лишь посредником между ICN и Millhouse Capital. Председатель совета директоров Millhouse Capital Евгений Швидлер отметил, что сделка очень важна для его компании, поскольку она стремится расширить свою деятельность за счет участия в быстро растущих отраслях российской экономики. «ICN подготовила солидную базу, на основе которой мы намерены построить крупнейшую в России фармацевтическую компанию», -- сказал г-н Швидлер.
Сумму сделки стороны назвать отказались. Однако в Millhouse Capital отметили, что «она составляет более 50% от объема ежегодных продаж российского подразделения компании». В 2002 году он равнялся около 100 млн долларов. Правда, сейчас ходят слухи, что покупка обошлась Millhouse Capital в 55 млн долларов. Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко полагает, что эта сумма реальна только в том случае, если она в себя включает и 17 млн долларов долгов ICN. В противном случае, говорит г-н Кривошапко, это слишком дорогая покупка. «Рентабельность ICN гораздо ниже, чем у других компаний, работающих на российском фармацевтическом рынке, -- подчеркнул аналитик. -- Вместе с тем есть возможность повысить рентабельность, иначе бы за ICN не заплатили такие деньги. Инвестиции для этого не нужны. Это не дело вложений, это дело менеджмента. Думаю, что через полгода--год уже можно будет увидеть хорошие результаты».
Екатерина САШЕНКО