|
|
N°117, 01 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разведчикам предлагают снять погоны
В Генштабе создается модель будущей российской армии
Сегодня в приемной начальника Генерального штаба ожидается столпотворение людей с лампасами. По распоряжению Анатолия Квашнина главкомы видов вооруженных сил и командующие родами войск, начальники главных и центральных управлений Минобороны 1 июля должны представить концепции развития вверенных им войск на долгосрочную перспективу. Генштаб взялся за разработку нового глобального документа в сфере обороны -- развернутой концепции развития Вооруженных сил России на период до 2020 года. От кассандр в погонах потребовали прогноза: какими будут состав войск или сил, их численность, какие потребуются в отдаленном будущем образцы вооружения и военной техники, каким видится тыловое обеспечение. Видимо, существующие планы военного строительства государства на «короткий период» до 2005--2010 годов, перестали устраивать военных стратегов.
В высоких военно-политических сферах начата работа сразу над несколькими федеральными законами. В частности, «О концепции национальной безопасности», «О Вооруженных силах РФ», а также над Военной доктриной. О необходимости этих документов давно трубит комитет Совета Федерации по безопасности и обороне. В конце апреля этого года сенаторы даже провели закрытые парламентские слушания.
Сегодня в сфере национальной безопасности действует около 70 федеральных законов и более 500 подзаконных актов: указы президента, постановления правительства, приказы по различным ведомствам. Эта законодательная база, поделился с корреспондентом газеты «Время новостей» председатель комитета Совета Федерации по безопасности и обороне Виктор Озеров, не отвечает новым угрозам, содержит много противоречий и белых пятен. В ней недостаточно прописаны экологический, продовольственный и другие аспекты безопасности. Во многом оттого, что нет закона «О вооруженных силах», буксует военная реформа.
Помимо этого сенаторы настаивают на разработке законов «О служебной тайне», «О защите информации от технических разведок». Президенту же рекомендуют включать в ежегодные послания Федеральному Собранию раздел о национальной безопасности, а правительству -- разработать соответствующую федеральную целевую программу. Кстати, в последнем своем послании президент говорил о необходимости модернизации военной организации государства. Видимо, исходя из рекомендаций верховного главнокомандующего, военное ведомство выдвигает вполне революционные предложения. Например, исключить из военной организации государства федеральные службы безопасности и охраны, а заодно и Службу внешней разведки. На том простом основании, что возложенные на них задачи эти секретные структуры решают не военными, а специальными методами. При этом пока не уточняется, оставят разведчикам и контрразведчикам мундиры и звания или превратят спецслужбистов в обычных штатских. В то же время Генштаб настаивает на том, чтобы определение «вооруженные силы» распространялось на войска и военные формирования, не входящие в состав Минобороны. К примеру, на части гражданской обороны МЧС.
Все это представители Минобороны называют «планами создания новой модели российской армии, которая отвечала бы всем требованиям XXI века». Хотя новые планы очень напоминают длящиеся вот уже больше десятилетия и порой не очень вразумительные структурные перетряски, слияния и последующие размежевания в составе военной организации государства. Пожалуй, единственное, что действительно заслуживает внимания, это намерения пересмотреть «допотопную», по определению руководителя Центра проблем стратегических ядерных сил генерала Владимира Дворкина, структуру российских вооруженных сил. Если говорить о деталях, то намечено определить будущий состав стратегических ядерных сил и сил общего назначения, создать наконец оперативно-стратегические командования, мобильные силы, а также укрепить силы ядерного сдерживания.
К сожалению, речь не идет о создании командования стратегических перебросок, о чем горячо говорили в русле извлечения иракских уроков. Не говорится и о социальной защите военных, критическом положении с поставками новых образцов вооружения и военной техники. Видимо, это не является элементом высоких стратегий.
Николай ПОРОСКОВ