Время новостей
     N°117, 01 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2003
Отложенный статус
Проект разграничения полномочий между Чечней и Россией будет готов к октябрю
Чеченская делегация во главе с врио президента Чечни Ахматом Кадыровым представила главе администрации президента России Александру Волошину вариант проекта договора о разграничении полномочий между федеральным центром и республиканскими властями. Этот проект был подготовлен в Грозном и неделю назад напечатан в республиканских газетах. Московские эксперты рабочей группы, созданной в мае при администрации президента России для подготовки договора, появлением проекта были несколько обескуражены: рабочая группа до сих пор ни разу не собиралась. Вчера проект Ахмата Кадырова наконец официально дошел до Москвы.

Полномочия разграничены на 27 страницах. Самая обширная часть проекта посвящена будущему «особому статусу» республики. «Особый статус» присутствует в области экономического сотрудничества, внешнеэкономических связей, бюджетного и таможенного устройства, банков и кредитных организаций, разграничения федеральной и республиканской собственности, топливно-энергетического комплекса, экологии и сельского хозяйства. Земля, вода, недра и природные ресурсы объявлены достоянием народа Чечни, причем особое внимание уделено нефти и продуктам нефтегазопереработки -- республика намерена самостоятельно контролировать их разработку, добычу и реализацию. О поставке нефти за пределы России Чечня хочет сама договариваться с соответствующими странами. Правда, общий объем добычи все же придется ежегодно согласовывать с российскими чиновниками.

Претензии Грозного в сфере экономики и управления собственностью могли бы вызвать улыбку, если бы речь не шла о субъекте федерации с такой судьбой, как у Чечни. Теперь же можно констатировать, что заявленная в проекте документа переговорная позиция руководства республики, мягко говоря, очень сильно осложнит процесс согласования интересов федерального центра и региона.

Россия, согласно проекту договора, должна будет помочь Чечне привлекать иностранные инвестиции и создавать свободные экономические зоны. В Чечне предлагается создать национальный банк. Российское правительство и Центробанк будут предоставлять ему «централизованные кредитные ресурсы», которые будут раздаваться в виде кредитов республиканскому правительству и коммерческим банкам для неотложных целей восстановления. Для этой же цели Чечне могут предоставляться бюджетные ссуды в пределах поступлений федеральных налогов и сборов, собираемых в республике. Объем «эмиссии наличных денег на территории Чеченской Республики» Центробанк должен определять по согласованию с чеченским правительством. На всякий случай в проекте записано, что Центробанк РФ должен «обеспечивать оперативное удовлетворение обоснованной потребности Чеченской Республики в наличных денежных знаках». Проектом предусмотрен и собственный золотовалютный резерв Чечни, которым она сможет распоряжаться в своих интересах, хотя и с согласия российских властей.

Авторы проекта хотели бы придать ему приоритет по отношению к актам федеральной исполнительной власти: если они противоречат договору, применять придется договор. Кстати, по проекту выходит, что если российские власти примут решение о смене формы собственности того или иного республиканского предприятия, то такое решение не подлежит исполнению. Но если аналогичное решение примут чеченские власти относительно объекта федеральной собственности, то его просто надо будет согласовать с российскими чиновниками.

К обширному экономическому блоку авторы добавили несколько политических и гуманитарных моментов. По проекту, Чечня сможет, к примеру, открывать свои представительства за рубежом и заключать договоры с субъектами иностранных федераций. Схему внутреннего самоуправления можно будет устроить в соответствии с национальными традициями. Национальные традиции смогут соблюдать и вузы, преподавание в которых будет вестись на русском и чеченском языках.

Пристального внимания авторов удостоилась военная область: каждый «военный» параграф проекта напоминает о печальном боевом опыте республики. Землей, на которой размещены части и учреждения российской армии, по проекту должна владеть Чечня, а военные будут ею просто пользоваться. Правда, делать на этих участках военные смогут все, что угодно, кроме испытаний оружия массового поражения. О любых передвижениях войск в количестве больше полка командование должно будет своевременно извещать чеченское руководство, а если по вине армии будет нанесен ущерб кому-то из местных жителей или природной среде, Россия должна будет его возместить. Военным будет строго запрещено вмешиваться во внутренние дела Чечни, используя для этого силу или угрозу применения силы. Все имущество вооруженных сил в Чечне -- исключительно федеральная собственность, использовать которую можно строго по назначению и под ответственность командования. Предполагается, видимо, что командование больше не станет оставлять в Чечне десятки тысяч бесхозных стволов, как это случилось в начале 90-х годов. Служить призывники из Чечни по проекту должны как все остальные граждане России, только для службы за границей страны потребуется их добровольное согласие. А вот альтернативную службу можно будет пройти в республике, в специальных военно-строительных отрядах.

Перед вчерашним первым заседанием рабочей группы члены чеченской делегации поспешно вносили в проект правки, стараясь убрать даже намеки на мало-мальски радикальные «особенности» будущего статуса. Еще накануне г-н Кадыров рассчитывал подписать договор в сентябре, то есть перед президентскими выборов в Чечне. Но настоящая редактура впереди: глава президентской администрации Александр Волошин обозначил на совещании совсем другой срок. По его словам, предложения к проекту договора должны до 1 октября лечь на стол к Владимиру Путину. И неизвестно, останется ли в окончательном варианте договора хоть что-то от нынешнего кадыровского проекта.

Иван СУХОВ