|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первый тест -- комом
Почему не надо готовиться к школьному собеседованию
Сегодня многие школы при наборе первоклассников проводят предварительное тестирование. Родителей этот факт уже сильно не пугает, но определенное напряжение все же появляется. Порой даже ребенка к тестированию начинают готовить, считая, что ему предстоит сдать самый первый, а стало быть, и самый трудный экзамен в своей жизни. Но на самом деле эти хлопоты могут оказаться напрасными или даже вредными -- в зависимости от целей, ради которых директор школы назначает тестирование или психолого-педагогическое обследование будущих первоклассников. Собственно, целей этих всего лишь три: отбор, отсев и помощь родителям.
Каждая школа имеет свои специфические параметры оценки готовности ребенка к учебе в зависимости от ее профиля или конкретных учебных программ. Но есть и общие принципы тестирования. Оно обычно включает исследование личности ребенка и его интеллектуального уровня. Личностная сфера -- это умение работать под руководством взрослого, умение устанавливать контакты, поведенческие особенности, уровень работоспособности. При проверке интеллектуального уровня исследуются особенности внимания ребенка, запас знаний (времена года и их характерные признаки, ориентировка во времени, знание диких и домашних животных и т.п.), умение обобщать и выделять отдельные признаки, особенности памяти, развитие пространственной ориентировки, особенности развития речи, уровень развития мелкой моторики (готовность руки к письму).
Методики, которые используются при приеме в школу, у каждого психолога индивидуальные и в подавляющем большинстве случаев не дают возможности скрыть те или иные недостатки в готовности ребенка к обучению. Именно поэтому предварительная "накачка" и занятия с репетиторами могут оказаться бесполезными, если тестирование проводится действительно для отбора лучших детей в районе. Они тем более не пригодятся, если школа назначает психолого-педагогическое исследование лишь для того, чтобы получить формальный повод отказать детям "со стороны" (не тот микрорайон, родителями "не вышел" и т.д.). Но сегодня зачастую школы проводят тестирование даже не с целью отбора/отсева детей, а для того, чтобы иметь возможность на начальном этапе обучения помочь ребенку и родителям преодолеть возможные трудности. И вот тогда инициированная родителями интенсивная подготовка к школе может "смазать" истинную картину, и рекомендации психолога окажутся просто бесполезными.
Именно поэтому психологи и педагоги часто советуют не волноваться заранее. Если родители достаточно читают ребенку, общаются с ним, рассматривают иллюстрации, рисуют, вырезают, клеят, предоставляют возможность играть с ровесниками, и все это вызывает у ребенка радость и интерес, то проблемы подготовки к тесту просто не существует.
Ирина ВОСТРИКОВА