|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поэт нон грата
Зелимхан Яндарбиев признан опасным для международного сообщества
Комитет Совбеза ООН, занимающийся санкциями в отношении талибов, членов «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций, включил в свой черный список бывшего президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Тем самым ООН официально признала, что один из самых именитых и одиозных лидеров чеченского сопротивления напрямую связан с международным терроризмом.
Не вполне ясно, правда, насколько г-н Яндарбиев сейчас связан с Чечней. Там он не живет уже несколько лет. Президентом Ичкерии пробыл меньше года, получив должность на правах заместителя Джохара Дудаева после гибели последнего весной 1996 года. К тому времени поэт и националист г-н Яндарбиев уже вовсю увлекался фундаменталистскими идеями, которые не прибавляли ему популярности -- даже несмотря на некоторые успехи, достигнутые на переговорах с федералами. Президентские выборы, прошедшие в Чечне через полгода после первой войны, Яндарбиев проиграл, далеко отстав от более заслуженных командиров -- Аслана Масхадова и Шамиля Басаева. С президентом Масхадовым отношения не сложились: г-н Яндарбиев стал одним из лидеров радикальной исламской оппозиции, а потом и вовсе покинул республику.
Но когда началась вторая чеченская война, Аслан Масхадов попытался заново сплотить все старые кадры и найти поддержку за границей. Осенью 1999 года он назначил Яндарбиева своим представителем в Афганистане. С тех пор бывший поэт в Чечне не появлялся, зато его видели то в Пакистане, то в Турции, то в Арабских Эмиратах. Он не слишком скрывал свои контакты с исламскими фундаменталистами, а теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года вообще с энтузиазмом приветствовал.
Видимо, его тогдашние эмоции с некоторым опозданием, но все же дошли до высокого международного начальства. Со вчерашнего дня туристическая активность г-на Яндарбиева затруднена: решение комитета СБ ООН обязывает все страны, входящие в эту организацию, не пускать его на свою территорию, не допускать транзита, не оказывать никакой материальной помощи и срочно заморозить все его банковские счета. В российском МИДе этот шаг сразу же объявили свидетельством доброй воли антитеррористической коалиции, которая «нацелена на продолжение последовательной и принципиальной борьбы с террористами, где бы они ни находились». Впрочем, г-н Яндарбиев вместе с полутора десятками других командиров уже не один год по запросам России находится в международном розыске, что до сих пор не мешало ему вполне легально жить в Катаре.
Иван СУХОВ