|
|
N°116, 30 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасти божественный огонь
На Московском кинофестивале подвели итоги
На ММКФ случился забавный казус. Фестивальная публика и критика вот уже второй год оценивает конкурсную программу положительно, подчеркивая, как заслугу отборщиков, что многие картины можно смотреть без скуки, а некоторые так и с удовольствием. В то же время жюри, как никогда представительное, именно в этом году открыто заявило о своем недовольстве уровнем конкурса. В общем жюри понять можно -- публика все-таки фильмы выбирала и, ориентируясь на имена и славу национальных кинематографий, ходила на самое интересное. В то время как члены жюри от начала до конца вынуждены были отсидеть все девятнадцать положенных просмотров. Тем не менее их окончательный вердикт почти полностью совпал с общественным мнением. Только один фильм никто особо не ждал, а именно его и выбрало жюри как лучший. «Золотого Георгия» в этом году получила испанская картина «Божественный огонь» режиссера Мигеля Эрмосо. Занятно, что не только жюри так понравился именно этот простой, симпатичный фильм, предложивший свою версию разгадки таинственного исчезновения поэта Гарсия Лорки, но и публика «Пушкинского» отдала ему приз зрительских симпатий.
Остальные лауреаты Московского фестиваля с теми или иными оговорками попадали в топ-листы критических рейтингов. Приз за режиссуру получил Чан Чжун Хван из Южной Кореи за фильм «Спасти зеленую планету«. Это сногсшибательная, головокружительная картина, придуманная так лихо, изобретательно и неожиданно, что аналог подобрать трудно, а сюжет и рассказать невозможно -- первый полнометражный фильм молодого режиссера и сценариста. Хван -- открытие ММКФ, и безусловное оправдание работы отборочной комиссии. Если этот фильм купят в России, то успех в прокате у него должен быть феерический, поскольку столь замысловатых, смешных и трогательных фильмов сейчас очень немного. Свою новую картину Хван уже может начать снимать на пленке «Кодак», двести тысяч метров которой ему досталось в качестве приза от компании.
Два других фаворита конкурса -- иранская картина «Танцуя в пыли» и японская «Сова» отмечены призами за лучшую мужскую и женскую роль. Синобу Оотаке действительно виртуозно сыграла старшую из двух женщин, умертвивших девятерых похотливых мужчин, а Фарамарз Гарибян запомнился в роли мизантропичного ловца змей, но все-таки кажется, что призы получили не столько актеры, сколько фильмы с их участием. Специального приза жюри удостоены российские дебютанты -- Борис Хлебников и Алексей Попогребский, чья картина «Коктебель» вызвала различные, но в целом благосклонные, а порой и просто восторженные отзывы критики. Еще один российский фильм, «Прогулка» Алексея Учителя, несмотря на высокие ожидания, не получил ничего, хотя, по слухам, в жюри у него, как и у добротной английской мелодрамы «Убить короля» с Тимом Ротом, были и сторонники.
Ничем не отметило жюри и фильм «Скагеракк» датского режиссера Серена Краг-Якобсена, участника проекта «Догмы», на этот раз решившего не экспериментировать и снявшего с британскими актерами трагикомическую мелодраму в духе современных английских романов, с затейливым сюжетом, точными житейскими наблюдениями и тотальной иронией. Зато именно его наградило жюри ФИПРЕССИ и Ассоциация киноклубов.
В общем уже понятно, что путь Московского фестиваля не усеян звездными именами, а лежит через тернии поиска даровитых дебютантов и неожиданных ракурсов. Как уже было справедливо замечено, потенциальный российский рынок настолько велик, что в скором времени знаменитости просто вынуждены будут ездить в Москву во время своих промо-туров, А вот создать вкус, атмосферу, настроение, отличное от других киносмотров, образовать активную московскую публику просвещенных киноманов можно только в самом начале подъема. Чтобы настоящим событием ММКФ была победа Хвана, а не приезд Сигала или Ардан, нужно особенно стараться именно сейчас, потом -- затопчут.
Алена СОЛНЦЕВА