|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конкуренция по-европейски
Развитие газового рынка было в центре внимания проходившей вчера в Лондоне российско-британской конференции по энергетике, которую открыли Владимир Путин и Энтони Блэр. Российский президент заявил, что подписанный министрами энергетики меморандум по проекту Северо-Европейского газопровода -- шаг к новому маршруту стабильных и надежных поставок российского газа на рынки Великобритании и континентальной Европы. Г-н Блэр, напомнив, что Россия уже сейчас добывает столько же нефти, сколько Саудовская Аравия, заявил: «Потенциал энергетического сектора России колоссален». Учитывая, что через несколько лет Великобритания превратится из экспортера в импортера природного газ, англичане планируют использовать этот потенциал.
Высокопоставленный представитель кремлевской администрации сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что Россия ждет от Англии «полноценного и равноправного инвестиционного сотрудничества». Планы многомиллиардных инвестиций Shell на Сахалине уже известны, а вчера Тони Блэр определил и новые черты будущего партнерства. «Мы не можем добывать ресурсы в национальном формате», -- заявил он, имея в виду необходимость как многостороннего финансирования добычи и транспортировки энергоносителей, так и инвестиций в новые технологии их переработки.
Высказав свою точку зрения, главы государств покинули конференцию и не стали свидетелями того, как реально идет согласование интересов между крупнейшими игроками газового рынка -- главой «Газпрома» Алексеем Миллером и комиссаром ЕС по энергетике Лойолой де Паласио. Суть выступления г-на Миллера состояла в том, что поставки российского газа в Европу -- не только бизнес, но и фактор обеспечения энергетической безопасности и высоких темпов развития экономики. Особенно ярко это проявилось, по мнению Алексея Миллера, в период высоких цен на нефть в 1970--1980-е годы. Это, а также неизбежный рост доли газа в европейском энергобалансе глава «Газпрома» считает объективными факторами, влияющими на рынок.
Фактор субъективный -- либерализация газового рынка в Евросоюзе, которая, по мнению Миллера, как раз размывает рыночные механизмы. Он в очередной раз напомнил г-же де Паласио и другим участникам конференции, что система, создаваемая Евросоюзом, не способна «вырабатывать механизмы финансирования крупных капиталоемких проектов». А если таких механизмов не будет создано, не будут вводиться в строй новые месторождения и газопроводы, возникнут серьезные проблемы в обеспечении энергетической безопасности Европы. «Безопасность --- это такая же составляющая цены, как затраты на добычу или транспортировку. Снизить цену путем либерализации рынка можно, но согласятся ли на это потребители?» -- задал г-н Миллер риторической вопрос. Лойоле де Паласио пришлось убеждать г-на Миллера, что планы Брюсселя по либерализации газового рынка изменились и в новом виде не угрожают, а отвечают интересам России. ЕС отказался от количественных ограничений на импорт газа из одного источника, а долгосрочные контракты останутся основой рынка, как механизм обеспечения инвестиций. Впрочем, подчеркнула она, «параллельно будут развиваться и спотовые рынки». Но Россия должна иметь к европейским рынкам недискриминационный доступ, отметила г-жа де Паласио. Новая редакция европейской газовой директивы, принятая недавно, получила поддержку России в лице «Газпрома», сообщила комиссар ЕС и обратилась к главе концерна: «Правда, господин Миллер?» Однако руководитель Газпрома не шелохнулся.
Конференция в Лондоне собрала не только лидеров рынка, но и менее крупных игроков. В зале появлялся председатель совета директоров группы «Итера» Игорь Макаров, которого сопровождал новый сотрудник -- бывший глава «Газэкспорта» Олег Сиенко. Покидая конференцию, г-н Макаров удовлетворенно делился впечатлениями: «Со всеми поздоровался, все меня увидели, Владимир Владимирович на меня пристально смотрел все время своего доклада...». Таковы, видимо, сегодня рыночные амбиции группы «Итера».
Андрей ДЕНИСОВ, Лондон