|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под крылом самолета о чем-то поют...
Частный бизнес хочет, чтобы государство подарило ему авиапром
Правительство всерьез озабочено ходом реформы авиапрома. Еще больше за этот процесс волнуются частные представители данного бизнеса. Перед вчерашним заседанием кабинета министров они организовали масштабную пиар-акцию, целью которой было объяснить властям и обществу, что пора создать единую национальную авиационную компанию. И не просто создать, а по сходной цене уступить ее частному бизнесу. Дискуссия на заседании кабинета в общем-то вокруг этого и шла.
От имени бизнеса слово держал президент группы компаний КАСКОЛ Сергей Недорослев. (Накануне заседания правительства компании КАСКОЛ, КБ Яковлева, «Ильюшин-финанс» и Национальный резервный банк подписали меморандум, предполагающий выработку консолидированной программы по укрупнению компаний авиапрома.) Г-н Недорослев прямо так и заявил, мол, «мы, представители частного бизнеса, уже создаем объединенную компанию». Объяснив, как это все здорово, он тут же оговорился, что без государства объединителям никак не обойтись. А роль столь нужному государству он отвел следующую: вы отдайте нам оставшиеся в государственной собственности предприятия «по справедливой цене».
Премьер-министр Михаил Касьянов в ответ для начала порекомендовал представителям бизнеса помимо пафосных слов еще представить правительству свои предложения в письменном виде, дабы их можно было осмыслить. После чего сделал программное заявление. Он заявил, что Россия не может обойтись без своей авиации. «Это наш сознательный выбор», -- подчеркнул премьер-министр. При этом он дал понять, что государство не намерено поддерживать авиапром просто ради того, чтобы в России был авиапром. «Мы не должны добиваться места на мировом рынке за счет затягивания поясов, мы должны это делать за счет концентрации производства и снижения издержек производства», -- сказал г-н Касьянов. Иными словами, и власть, и бизнес не расходятся во мнении, что в будущем в России должна сложиться единая национальная авиакорпорация. Но власть в отличие от бизнеса не считает возможным взять да и слить в одни руки за бесценок все авиапредприятия. Отметив, что «без частного бизнеса не получится», г-н Касьянов напомнил, что «нельзя забывать и об интеллектуальной собственности родной авиации, созданной на деньги налогоплательщика». На его взгляд, страна в итоге реформы авиапрома должна получить национальную корпорацию с оформленной на государство интеллектуальной собственностью.
Вице-премьер Борис Алешин, курирующий отрасль, также подчеркнул, что простой передачей авиапромышленности в одни руки проблем не решить. Он сообщил, что проект создания единой корпорации, очевидно, будет разработан правительством вместе с бизнесом к концу года -- в декабре. Вице-премьер высказал пожелание видеть в этой корпорации и западного инвестора. А на вопрос, готово ли государство пересмотреть свой подход и отдать западному участнику более 25%, г-н Алешин лишь мягко заметил, что такое предложение рассматривается. Что касается особенной заинтересованности НРБ и лично его главы Александра Лебедева в создании единой авиакомпании, то вице-премьер припомнил заслуги бизнесмена, назвав последнего «дедушкой авиапрома постсоветского периода».
О справедливости цен на заседании кабинета поговорил и еще один представитель авиапрома из КБ Яковлева. Он сообщил собравшимся, что стоимость авиабилетов низкая и ее надо увеличить, дескать, следует заложить в цену 10-процентный спецсбор, который нужно пустить на развитие предприятия «Авиастар». Выступавший и сам не скрывал, что его предложение -- это прямое нарушение как минимум антимонопольного законодательства. Но все равно не сдавался: "Зачем нам законодательство ради законодательства. Ведь надо, чтобы дело делалось».
Из материалов к заседанию правительства РФ по вопросу «О ходе реформирования предприятий и организаций авиационной промышленности»
К настоящему времени в рамках первого этапа Программы в авиационной промышленности сформированы и функционируют восемь интегрированных структур (ОАО «Аэрокосмическое оборудование», «Авиаприбор-Холдинг», «Туполев», АХК «Туполев», НПО «Сатурн», «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «РСК «МиГ» и «Сухой») и завершается работа по созданию еще трех структур (ОАО «АХК «Сухой», ОАО «Двигатели «НК», ОАО «Ил»).
В результате реализации Программы к началу 2005 года в авиационной промышленности будет завершен первый этап реформирования в виде создания 19 системообразующих интегрированных структур.
Второй этап реформирования предполагает укрупнение интегрированных структур, созданных на первом этапе, с целью создания к 2007 году 5--7 укрупненных многопрофильных структур, объединяющих основной научно-производственный потенциал отрасли. В этой связи в 2005--2006 годах целесообразно рассмотреть технико-экономические обоснования и системные проекты создания единой российской авиастроительной корпорации как перспективную задачу реструктуризации отрасли. Необходимым условием устойчивого функционирования создаваемых в авиационной промышленности интегрированных структур является формирование и развитие рынка авиационной техники в России. Это предполагает укрупнение российских авиакомпаний с целью улучшения их финансового состояния и повышения инвестиционного потенциала, необходимого для самостоятельного обновления парка воздушных судов, и разработку механизмов, стимулирующих спрос и обеспечивающих взаимную ответственность организаций промышленности, воздушного транспорта, финансовых институтов и лизинговых компаний....
Серьезной проблемой остается отсутствие реальных заказов на авиационную технику нового поколения, что не позволяет обеспечить должную загрузку предприятий отрасли. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки проработать вопрос о заключении между авиакомпаниями и предприятиями промышленности инвестиционных договоров на постройку и приобретение воздушных судов, предусматривающих внесение авансовых платежей, а также гарантии инвесторам по вкладываемым финансовым средствам. ...Важным стимулом для приобретения новых воздушных судов должно стать предоставление преимуществ авиакомпаниям, эксплуатирующим отечественные воздушные суда нового поколения и (или) заключившим инвестиционные договоры на их постройку и приобретение, при рассмотрении вопросов выделения лицензий на воздушные линии повышенного спроса, продления ресурсов и т.п.
Вера КУЗНЕЦОВА