|
|
N°42, 12 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президент Хатами держит паузу
Иранский реформатор не спешит объявить о борьбе за переизбрание
Вчера перед отъездом в Москву президент Ирана Мохаммад Хатами выступил перед национальным парламентом. Все ожидали, что он, наконец, официально объявит о намерении бороться за переизбрание на выборах 8 июня. Однако глава исполнительной власти в очередной раз ограничился словами о том, что «будет служить народу до тех пор, пока народ этого хочет».
Сторонники Хатами, с которым связывают надежды на продолжение реформ в Иране, настаивают на его выдвижении. В поддержку главы исполнительной власти уже высказались общественно-политические движения реформаторов и значительная часть парламентариев. Команда президента проводит линию на либерализацию политической жизни, создание новых общественных объединений, предоставление экономических свобод частному сектору, привлечение иностранных инвестиций. Иранская экономика не сможет развиваться без значительной финансовой и технической помощи извне, уверены единомышленники Хатами, и только позитивные изменения в отношениях Ирана с Западом позволят продолжить начатые еще экс-президентом Рафсанджани либеральные преобразования, вывести Иран из изоляции и кризиса.
При этом правящее духовенство по-прежнему уверенно контролирует ситуацию. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и его ближайшие соратники не допускают нарушения во власти баланса сил реформаторов и консерваторов. Однако Хатами удалось ужесточить контроль над госаппаратом, а после прошлогодних парламентских выборов, в результате которых 70% депутатского корпуса оказались сторонниками реформаторской линии, позиции президента еще более укрепились.
Консерваторам, из которых в основном состоит администрация духовного лидера Ирана, совет экспертов, наблюдательный совет и совет по определению целесообразности решений, пришлось снять возражения против привлечения иностранных компаний к разработке нефтегазовых месторождений на территории страны, не препятствовать активной внешнеполитической и экономической деятельности правительства. Но они твердо настаивают на том, что в политико-идеологическом и культурном отношении страна должна оставаться закрытой для западного проникновения. Тем не менее проблемы в экономике, социальной и культурной сферах приводят к росту напряжения в обществе, в особенности в среде студенчества. Появились политики, публично заявляющие о необходимости отделения светской власти от религии.
По инициативе главы государства аятоллы Али Хаменеи лидеры группировок в иранской верхушке пошли на взаимные уступки и выработали такой механизм взаимодействия, который позволяет урегулировать разногласия и избегать усиления антагонизма в различных слоях иранского общества. Тем не менее, как считают иранские политологи, политика компромиссов реформаторов и консерваторов дает лишь временный эффект.
Пока Хатами размышляет, стоит ли ему бороться за право «служить народу», о своих президентских амбициях уже заявили несколько человек. Недавно свою кандидатуру выдвинул бывший министр информации Фаллахиан, консерватор «среднего толка», член совета экспертов -- органа, который отвечает за выборы духовного лидера и наблюдает за его действиями. Ранее о желании побороться за пост президента заявили секретарь "Общества молодых исламских революционеров" Мохаммад Джавад Мохаммади-Нури, генсек общества «Иран завтра» Фарах Хосрави, первая женщина, "замахнувшаяся" на столь высокую должность, а также секретарь ассоциации исламской коалиции Хабиболла Асгаровальди. Иранская пресса сообщала, что кандидатом себя объявит и бывший командующий элитным корпусом стражей исламской революции Мохсен Резаие, но сам он эти сообщения опроверг.
Евгений ЗАЙНАБИТДИНОВ, соб. корр. РИА «Новости» - специально для газеты «Время новостей»