|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усталая экспозиция
В Доме фотографии открылась выставка Льва Бородулина
Утомленный долгим выставочным сезоном, Московский Дом фотографии открыл последнюю (так объявлено) выставку сезона. До осени весь первый этаж отдан экспозиции работ Льва Бородулина: живого классика, последнего из могикан советской фотографии, замечательного репортера, фронтовика. В течение пятнадцати лет -- фотокорреспондента «Огонька», а следующие тридцать -- известного израильского фотографа.
В отличие от коллег, в большинстве -- самоучек, Лев Бородулин еще до войны поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, а вернувшись с фронта, институт закончил. Потому к фотографии Бородулин относился как к искусству. Сознательно фиксировал и демонстрировал формальные приемы в годы расцвета псевдореалистической фотографии. В ересь при этом не впадал, аккуратно оправдывая некоторую экстравагантность своих снимков логикой мизансцены (главным образом спортивной), утешал редакторов уравновешенной, как время велело, композицией. Органичное ощущение времени не помешало Бородулину однажды удостоиться внимания самого товарища Суслова, который назвал одну из его работ «летающей жопой», мгновенно «сделав биографию» мастеру, хоть и без тяжких последствий. Бородулин знал, изучал и собирал работы своих великих современников -- Родченко, Бальтерманца... Из-за того, что большая часть известных его работ сделана несколько десятилетий назад, пишу в прошедшем времени. Хотя Лев Бородулин живет и здравствует в Израиле, куда преуспевающий советский фотограф уехал в 1972 году.
Случившееся в январе восьмидесятилетие Бородулина заслуженно должно было быть отмечено выставкой. Но Дом фотографии, против обыкновения, не успел первым: в марте выставка прошла в Московской галерее имени братьев Люмьер. Равнять музейную ретроспективу с галерейной выставкой было бы странно, если бы не были они так похожи. Хотя сотрудники Дома фотографии имели возможность учесть ошибки путаной галерейной экспозиции.
Увы, ничем, кроме объема, выставка в Доме фотографии от своей предшественницы (впрочем, там задачи другие -- галерея работы продает) не отличается. Те же фотографии (только в больших количествах), так же бессистемно развешанные. Понадеявшись на класс мастера и магию старых отпечатков, выставку не придумали. Эволюций не искали, историй не рассказывали. Просто завесили стены фотографиями, да в первом зале показали домашнего качества коллаж из наклеенных на ватман карточек. В отсутствие других идей организаторы не удовольствовались даже самой простой -- отобрать лучшее -- и показали все, что смогли. В беспорядке, мешая годы, страны и темы. Датировки не уточняли, удовлетворяясь безразличными «1960-е», «1970-е», каталог не издали, архивными материалами не злоупотребляли, ограничились минимумом информации. Впрочем, юбилейный год Бородулина продолжается. Может, где-то готовится третья попытка.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ