Время новостей
     N°115, 27 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.06.2003
Транспорт смертников
Окончание «Операции «Газель» в Москве совпало с новыми сообщениями об авариях с участием этих автомобилей. В Дагестане в среду на федеральной автодороге «Кавказ» маршрутка «Газель» столкнулась с грузовиком: в ДТП погибли семь человек, восемь было ранено. Днем позже в столичном районе Строгино еще одна такая же маршрутка врезалась в «Жигули» и перевернулась. При этом три женщины и шесть мужчин получили травмы различной степени тяжести, семеро из них попали в больницы. По предварительной информации, виновником ДТП стал водитель маршрутки, который превысил допустимую скорость и столкнулся с попутным автомобилем.

Между тем во время прошедшей «Операции «Газель» московское ГАИ не выявило серьезных массовых нарушений при проверке парка столичных маршруток. Из осмотренных за десять дней десяти тысяч «Газелей» инспекторы только у 171 нашли технические неисправности, достаточно серьезные для того, чтобы запретить их эксплуатацию.

Всего же было выявлено почти четыре тысячи нарушений. Большинство из них, по данным отдела пропаганды столичной ГИБДД, связаны «с отсутствием техосмотра и превышением количества перевозимых пассажиров». Всего у 64 из 10 тысяч машин обнаружены в салоне не предусмотренные конструкцией дополнительные сиденья. 82 водителя были отстранены от управления микроавтобусами: у девяти права были не той категории, а у 31 отсутствовали «путевые листы». Кроме того, 42 водителя не прошли перед рейсом медицинскую проверку. Большим достижением «Операции «Газель» в ГИБДД Москвы посчитали то, что «проверка не выявила ни одного случая управления маршруткой нетрезвым шофером».

Однако несмотря на то, что автоинспекторы считают операцию успешной и не намерены по ее итогам прибегать к репрессивным действиям, ответ на главный вопрос, волнующий пассажиров, так и не найден: почему же маршрутные такси, все нарушения которых, как выяснилось, исчерпываются отсутствием талона техосмотра и парой лишних сидений, управляемые трезвыми водителями, стали транспортным средством повышенной опасности? Ответ этот тем более важен, что и перевозчики, и власти в один голос уверяют: альтернативы «Газелям», перевозящим ежедневно 2 млн человек только в Москве, нет.

На Горьковском автозаводе ожидали завершения операции «Газель» с некоторым беспокойством. Ведь ранее различные эксперты неоднократно объясняли высокую аварийность «Газелей» в первую очередь «стремлением владельцев максимально увеличить прибыль», что заставляет их нарушать правила дорожного движения. А большое количество жертв -- несовершенной конструкцией этого изделия ГАЗа. Впрочем, не дожидаясь окончания операции, специалисты автозавода выступили с заявлениями, в которых объясняли, что «в большинстве ДТП фигурировали не те микроавтобусы «Газель», которые специально производятся как маршрутные такси, а машины той же марки, но предназначенные лишь для служебного и частного пользования». После последних громких ДТП на предприятии собираются внести изменения в конструкцию маршруток, чтобы обезопасить пассажиров. И чтобы выделить эту модель, ГАЗ намерен уже с июля все маршрутные такси марки «Газель» окрашивать в определенный единый для всех цвет. По мнению представителей завода, это позволит пассажирам отличать фирменные автобусы марки «ГАЗ», отвечающие всем нормам безопасности, от автомобилей, переделанных частными перевозчиками под пассажирский транспорт. В качестве этого единого цвета ГИБДД уже предлагает желтый. Другое предложение стражей дорожного порядка озвучил на днях замминистра внутренних дел Александр Чекалин: это категорический запрет маршруткам двигаться в крайнем левом ряду.

Ирина БЕЛАШЕВА