|
|
N°116, 01 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что получится из Госсовета
Марк Урнов, Фонд аналитических программ «Экспертиза»:
-- Одной из функций Госсовета, притом существенной, будет своего рода создание дополнительного информационного канала для президента и верховной власти. Предположения о том, что Госсовет может взять на себя полномочия некоего конституционного органа, могут иметь место, однако это почти невозможно. Пересматривать Конституцию -- задача весьма сложная, требующая длительного времени. Потому Госсовет будет совещательным органом при президенте. Полагаю, что функционально такой орган необходим. Госсовет будет уравновешивать все нарастающую силу представителей президента в семи федеральных округах, контролировать непосредственно институт полпредов, а также выбранных ими глав регионов. Но ничего большего из Госсовета не выйдет...
Вячеслав Никонов, Фонд «Политика»:
-- Речь идет скорее о некой компенсации губернаторам за потерю ими властных полномочий. Но, на мой взгляд, компенсации довольно слабой. У губернаторов все равно будут эпизодические возможности влияния на важнейшие решения общегосударственного масштаба. При этом Госсовет не будет обладать нормативными возможностями. Госсовет будет убеждать президента в важности принятия тех или иных решений. Причем у членов президиума Госсовета это будет получаться намного лучше, нежели у региональных лидеров, ведь они будут чаще встречаться с президентом.
Владимир Жарихин, Московский фонд президентских программ:
-- Из Госсовета может получиться либо много, либо ничего. Еще во времена раннего правления Ельцина существовали разного рода совещательные органы, собственно, они до сих пор существуют. От них никогда не было вреда, напротив, президент получал альтернативную информацию, соответственно, мог принимать более взвешенные решения. Вопрос в том, какой статус получит Госсовет. Также пока неясно, будет ли при создании Госсовета поставлен вопрос об изменениях в Конституции. Похоже, все идет именно в сторону изменений конституционного поля. Тем более что в Думу скоро внесут закон «О конституционном совещании». Как раз путем конституционного совещания сделать это наиболее просто. Однако чтобы придать Госсовету высокий статус, менять Конституцию необязательно. У нас все же президентская республика, поэтому президент вполне может передать Госсовету часть своих полномочий.
Валерий Хомяков, Агентство прикладной и региональной политики:
-- На мой взгляд, это достаточно пустой орган, и от его решений мало что изменится. Трудно представить, что Госсовет будет органом, обладающим некими властными полномочиями. Такой указ президент не подпишет, так как его сразу же обвинят в неконституционном подходе. Скорее всего, Госсовет будет представлять собой своего рода губернаторский клуб, созданный для президента. Если же губернаторы будут представлены от 89 субъектов Федерации, в таком составе им будет сложней добиться от президента единого решения по тем или иным позициям, поскольку каждый губернатор будет использовать Госсовет для лоббирования собственных интересов. В такой ситуации может возникнуть разноголосица. Не исключаю, что Госсовет создается от нужды, а именно: не допустить создания региональными лидерами оппозиции, о которой говорит Борис Березовский. Таким образом, Кремль подстраховывается. Другое дело, что можно было бы с таким же успехом встречаться и в рамках Совета Федерации. Функции Госсовета пока не определены, но, очевидно, они будут консультативного характера. В Госсовете будут высказываться мнения, интересующие только президента.
Беседовала Мария НИКИФОРОВА