|
|
N°114, 26 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В Москве просто не хотят выполнять поручения президента»
В Москве весь вчерашний день считали «чеченские» деньги. Сенаторы выясняли, сколько средств предстоит потратить на выплату компенсаций жителям республики, оставшимся без крыши над головой в результате контртеррористической деятельности, а также на саму эту деятельность. Одновременно в Белом доме правительственная комиссия по восстановлению Чечни намечала созидательные планы на ближайшие два года. По всей видимости, федеральную целевую программу восстановления экономики и социальной сферы Чечни ждут изменения: число федеральных министерств и ведомств, выступающих в качестве заказчиков программы (всего 29), будет сокращено, а основным госзаказчиком станет правительство Чечни. Предполагается, что такое перераспределение полномочий помогло бы эффективнее тратить бюджетные средства. Правда, сама передача пока откладывается: правительственная комиссия пока решила только создать рабочую группу по этому вопросу.
О досадной нерасторопности федеральных чиновников, нефтяных доходах и предстоящем разделе полномочий между Чечней и федеральным центром корреспонденту газеты «Время новостей» Ивану СУХОВУ рассказал премьер-министр республики Анатолий ПОПОВ.
-- Анатолий Александрович, в проекте договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром, который был на днях предложен Ахмадом Кадыровым, видно стремление республиканских властей контролировать всю добычу, переработку и реализацию нефти. Так ли это?
-- Там записано, что ресурсы Чеченской Республики, в частности нефть, должны использоваться по согласованию с Чеченской Республикой.
-- А как сейчас распределяется нефть, которую добывают в Чечне?
-- Сейчас власти Чеченской Республики практически не имеют влияния на распределение нефти.
-- Кто же имеет такое влияние?
-- «Роснефть». Мы как раз работаем сейчас с Минфином и ведем переговоры с «Роснефтью», чтобы изменить эту ситуацию. Есть постановление правительства РФ №844 от 2000 года, согласно которому выручка от экспорта нефти, добываемой в Чечне, должна идти на развитие республики. Вся, за исключением затрат на саму добычу. Фактически происходит следующее: когда «Роснефти» выгодно, они используют это постановление. Но в 2002 году прошел конкурс, все лицензии переданы «Роснефти», и распределение они делают как угодно. Например, в этом году общая выручка должна составить около 9 млрд руб. Это сопоставимо со всем бюджетом республики. Республике от этого достанется где-то 30%.
-- Но республика как-то может контролировать распределение нефтяной выручки?
-- Это никак не контролируется. Есть «Роснефть», у нее есть акционерная компания «Грознефтегаз», 51% которой принадлежит «Роснефти» и 49% -- правительству Чеченской Республики. Но устав составлен таким образом, что мы своими 49% никаких принципиальных вопросов даже заблокировать не можем. Например, в этом году «Роснефть» просто-напросто сократила стоимость услуг оператора, «Грознефтегаза». За счет этого сразу упала выручка «Грознефтегаза», с которой мы получаем платежи в бюджет. Если в прошлом году «Грознефтегаз» перечислил в территориальный бюджет 560 млн руб., то в этом году -- только 122. Это при увеличении добычи в пять раз. Зато в то же время по непонятным причинам резервный фонд «Роснефти» вырос с 920 млн руб. до 2,5 млрд. И мы на этот процесс повлиять не можем.
-- Выход из ситуации -- в передаче республике всего контроля над добычей и реализацией нефти?
-- Я думаю, что выходом из данной ситуации должно быть создание независимой нефтяной компании. «Грознефтегаз» должен быть преобразован. «Грознефтегаз» работает на оборудовании, которое не принадлежит «Роснефти», это оборудование сейчас закреплено за федеральной компанией «Чеченнефтехимпром». Вот на базе этого объединения должна быть создана компания, от которой республика получала бы определенную выгоду. На сегодняшний день мы пользуемся тем, что «Роснефть» соизволит нам дать.
-- Кому, по-вашему, могла бы принадлежать такая новая компания?
-- Я думаю, что примерно 60% должно было бы остаться у государства, у Минимущества. И примерно по 20% -- «Роснефть» и правительство республики, чуть больше у «Роснефти», и чуть меньше у правительства.
-- Это то, о чем написано в проекте Кадырова?
-- Нет, я сейчас говорю конкретно о той ситуации, как она должна была бы выглядеть. В проекте, о котором вы говорите, записано просто, что пользование недрами находится в ведении Чеченской Республики. Проект этот, как и все остальное, в том числе и конституция, принятая на референдуме 23 марта, не может не соответствовать Конституции России. В договоре о разделении полномочий все будет соответствовать Конституции РФ. Кадыров не ставит никаких целей, выходящих за рамки, отведенные Конституцией России.
-- Одно из самых непонятных мест в проекте -- про национальный банк...
-- Они есть во всех республиках.
-- Да, но в проекте сказано, что объем эмиссии этого банка будет определять ЦБ РФ по согласованию с чеченским правительством.
-- Я думаю, что вы не совсем верно прочитали. Любое территориальное управление ЦБ, в том числе и национальные банки республик, контролирует денежное обращение на территории. И речь идет о том, что денежное обращение на территории республики национальный банк будет согласовывать с Центральным банком Российской Федерации.
-- Когда ожидается подписание договора?
-- Конкретный срок не определен. Я думаю, что он будет подписан тогда, когда текст будет всесторонне отработан и согласован со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего с администрацией президента, с правительством РФ.
-- Речь идет именно о том, чтобы доработать его, довести по содержанию или о том, что невозможно подписывать его с исполняющим обязанности президента и сначала президент должен быть избран?
-- Исполняющий полномочия президента Чеченской Республики выполняет функции президента, поэтому он может подписать все что угодно. Речь идет именно о качественной составляющей договора и его содержательном направлении. Вот это все будет рассматриваться и дорабатываться.
-- Еще один очень важный вопрос, который требует согласования в федеральном правительстве, это компенсации гражданам за утраченное жилье. Что сейчас происходит с компенсациями?
-- Мы не первый месяц ждем выхода постановления правительства РФ. Не так давно я разговаривал с одним из высокопоставленных чиновников в Белом доме, который клятвенно обещал мне, что до 20 июня выйдет это постановление. Сегодня 25-е. Ровно к 25 апреля, два месяца назад, правительство Чечни представило все документы, необходимые, чтобы это постановление вышло. 23 мая -- больше месяца назад -- Касьянов проводил совещание, на котором были даны конкретные указания чиновникам. Но постановления так и нет. 28 мая на встрече с президентом мы с Кадыровым поставили этот вопрос, он жестко реагировал, но постановление так и не появилось. Я не понимаю, что происходит. Ряд вопросов в программе компенсаций, за которые отвечает чеченское правительство, должен быть решен уже к 1 июля. Но поскольку постановления нет, мы, естественно, не успеем своевременно это сделать.
-- Может быть, в центре есть опасения, что пока неясно, кому, сколько и за что платить, или уточнение списков претендентов завершено?
-- Ориентировочная сумма -- 14 млрд рублей, это позволит выплатить компенсацию 39 тысячам семей. Списки людей, утративших жилье, существуют, работа по их уточнению ведется. По моему настоянию -- вернее, по настоянию правительства Чеченской Республики -- вся эта работа будет носить заявительный характер. Это во многом упростит работу. Человек будет подавать заявление, его будут рассматривать, проверять его обоснованность, и только после этого будут осуществляться выплаты.
-- С чем же связано такое промедление?
-- Много происходит непонятных вещей. Когда Госдума рассматривала этот вопрос, никого от руководства республики не приглашали. Сегодня его рассматривает Совет Федерации -- никого от республики не пригласили, я по телевизору узнал, что сенаторы сегодня будут рассматривать этот вопрос. Я понимаю так, что целый ряд московских чиновников -- я знаю кто, но называть не буду -- всячески пытаются взять это дело под контроль. До нас доходят только какие-то там идеи, которые пытаются в это постановление включить. Все это звенья одной цепи. В Москве просто не хотят выполнять поручения президента.
Беседовал Иван СУХОВ