|
|
N°114, 26 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вдвое больше ВВП
Андрей Илларионов знает, как выполнить наказ президента
Вопрос, кто придумал тезис об удвоении ВВП к 2010 г. -- лично президент или его экономический советник, в ходе вчерашней презентации доклада Андрея Илларионова «Первый шаг к российскому экономическому чуду» так и остался невыясненным. Президента об этом никто не спрашивал, а г-н Илларионов от ответа уклонился. Но независимо от авторства идеи сама она советнику крайне близка. Более того, он абсолютно уверен в том, что эта цель реальна и достижима. Для этого президенту и правительству надо наконец прислушаться к давно уже излагаемой г-ном Илларионовым теории о прямой зависимости темпов экономического роста и объемов нерыночного сектора. «Самая государственническая политика -- это снижение размеров государства», -- заявил он вчера.
К нерыночному сектору г-н Илларионов относит собственно расходы на содержание государства, сектор естественных, или, как он их чаще называет, противоестественных монополий, укрепление реального курса рубля и «голландскую болезнь». Сейчас, по его оценкам, присутствие государства в экономике составляет порядка 37% ВВП. При сохранении этих цифр темпы экономического роста будут колебаться в коридоре от минус 5 до плюс 5% ВВП. Снижение этого показателя до 25% дает возможность расти темпами от 1 до 12% в год, а при уровне 20% рост составит от 4 до15%, причем все эти данные рассчитаны без учета внешнеэкономической конъюнктуры.
Причем снижение размеров государства не просто самый надежный, а единственно возможный, по мнению г-на Илларионова, путь ускорения экономического роста. Анализ мировой экономической истории, утверждает советник президента, свидетельствует о том, что ни одной стране не удалось «пойти на повышение» за счет каких-либо иных факторов, кроме сокращения присутствия государства. Идеалом в этом отношении является Китай образца 1995 г.
Так как г-н советник уже не раз делился своими взглядами на сокращение размеров государства, ему хорошо известен главный аргумент противников этой теории. Сокращение присутствия государства в экономике неминуемо повлечет за собой секвестр государственных доходов. Но даже тех денег, что есть в бюджете, решительно ни на что не хватает. Упреждая вопрос, на ком же можно сэкономить, г-н Илларионов заявил, что ему было бы некорректно давать советы правительству, и предложил посмотреть на Китай 95-го года. Госрасходы в современной России на 23% ВВП выше, чем в образце. Причем почти 11% превышено по статье «соцобеспечение и потребительские субсидии», а еще 7,3% -- по статье «образование, здравоохранение и культура». Единственный показатель, финансируемый скромнее китайского, это наука.
В новейшей российской истории, с точки зрения г-на Илларионова, оптимальным был 1999 г. Тогда был самый низкий реальный курс рубля, минимальные тарифы на продукцию естественных монополий и полное отсутствие симптомов «голландской болезни». К этому следует стремиться и сейчас, попутно снижая налоги и наполняя стабилизационный фонд деньгами. Стабфонд особенно важен, так как падение цен на нефть ниже 12 долл. за баррель, на взгляд г-на Илларионова, неизбежно. Основная угроза исходит, как ни странно, от ОПЕК. Все картели рано или поздно разваливаются, предостерег президентский советник, а цены, когда их не контролируют, обязательно падают.
Вера СИТНИНА