|
|
N°114, 26 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стабфонд сдулся
В Минфине считают, что 12 долларов за баррель нефти нам не угрожает
Минфин внес вчера в правительство новый вариант концепции стабилизационного фонда, который призван спасти экономику страны в случае резкого падения цен на нефть. Как сообщил вчера первый замминистра финансов Алексей Улюкаев, поставлена задача собрать в стабфонде в ближайшие три-четыре года 688 млрд рублей в ценах 2003 года, что составляет 5,25% ВВП. С такими денежными закромами, по мысли Минфина, страна сможет исполнять бюджет в тяжелые годы, когда цена на российскую нефть упадет до 15 долл. за баррель и будет таковой в течение трех лет. Причем подобная ситуация, по убеждению замминистра, вполне реальна. «Три года по 15 долл. -- это было, это факт исторический», -- сказал г-н Улюкаев. Правда, по его словам, пока ни один из экспертов не предрекает столь неблагоприятного для России развития событий.
Между тем в начале года Минфин готовил страну к гораздо худшему. Первый вариант концепции стабфонда предусматривал, что он должен был обеспечивать успешное латание бюджетных дыр в течение тех же трех лет, но при цене нефти в 12 долл. за баррель. В этом случае в фонде должно было быть собрано за 2004--2008 годы 1,1 трлн рублей (8,7% ВВП). Однако подобная перестраховка вызвала критику со стороны большинства специалистов. Никто не верит в то, что возможна трехлетка, когда цена на главный российский экспортный товар будет столь низка. Впрочем, изменить параметры стабфонда Минфин вынудила не критика, а реальная ситуация с формированием бюджета 2004 года. Выяснилось, что бюджет балансируется только при среднегодовой цене на нефть в 20 долл. за баррель, а не 18,5, как думали в феврале, когда в правительство был внесен первый вариант концепции стабфонда. Соответственно, на 1,5 долл. была повышена так называемая цена отсечения, после превышения которой доходы от экспорта нефти идут уже не в бюджет, а в стабфонд.
Впрочем, это не все нововведения в концепции стабфонда. Как сказал Алексей Улюкаев, в отличие от первого варианта документа теперь в фонд предлагается зачислять поступления от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не в полном объеме, а только сверхдоходы, возникшие при цене на нефть выше 20 долл. за баррель. Кроме того, по его словам, «подушка безопасности» будет наполняться за счет налога на добычу полезных ископаемых (также только в том случае, если нефтяные цены будут выше 20 долл. за баррель). Туда же будут перечислены остатки на счетах бюджета, а также средства нынешнего резервного фонда, который создавался в этом году для безболезненного прохождения пика платежей по внешнему долгу. В Минфине уже говорят, что из финрезерва наследнику перейдет от 220 до 230 млрд рублей.
Что касается принципов расходования средств стабфонда, то они не изменены. По-прежнему в закрома до полного их накопления можно будет залезать исключительно в случае неблагоприятной конъюнктуры, когда требуется спасать бюджет. Если же форсмажорных обстоятельств удастся избежать, то использование стабфонда возможно только после его окончательного формирования. Впрочем, и в этом случае сорить деньгами направо-налево никто не позволит. В концепции строго определено, что эти средства могут быть направлены исключительно на операции, связанные с досрочным погашением внешнего долга, замещением новых заимствований, проведением структурных реформ, которые сократят расходы бюджета в будущем. При этом, как подчеркнул г-н Улюкаев, предполагается расходовать средства фонда только сверх его базового размера в 688 млрд рублей.
Однако как раз вопрос расходования стабфонда, похоже, вызовет наибольшие дискуссии при обсуждении концепции в правительстве и затем при принятии необходимых поправок в Бюджетный кодекс в Госдуме. Уже сейчас высказываются точки зрения, согласно которым средства фонда уже с первого года существования могли бы использоваться для операций с госдолгом. Или же, например, на цели более быстрого снижения налогов. В любом случае о том, чья позиция возобладает, мы узнаем только в конце лета -- начале осени, когда вопросы создания фонда обсудит кабинет министров, а затем Госдума.
Ситуацию со стабфондом газете «Время новостей» прокомментировал Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации:
-- В сегодняшней ситуации формирование стабфонда -- занятие скоре вредное, чем полезное. Он или финрезерв имели смысл тогда, когда нам грозил 2003 год с пиком платежей по внешнем долгу. Сейчас в ближайшие три года пиков не будет, у нас вполне благоприятная бюджетная ситуация. Поэтому было бы гораздо полезнее использовать дополнительные доходы на снижение налогового бремени. Ситуация на рынке, поведение ОПЕК, прогнозы МВФ, ВБ свидетельствуют о том, что скорее всего цена на нефть вышла на достаточно долговременный уровень. То есть она будет колебаться между 20 и 30 долл. за баррель. При этом даже с учетом вялой налоговой реформы цена 21 долл. вполне достаточна, чтобы бюджет нормально балансировался.
Поэтому гораздо лучше провести радикальную налоговую реформу. При этом исходить из того, что это выведет экономику из тени, простимулирует экономический рост. Тогда мы начнем собирать доходы на новой основе, не базируясь только на нефти. А сейчас получается, что мы исходим из того, что ничего у нас в экономике не изменится: экономического роста, вывода экономики из тени не будет. То есть сохранится ориентация исключительно на сырьевой экспорт.
Михаил ВОРОБЬЕВ