|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Абхазская дорога жизни
Россияне и грузины решают судьбу скандальной электрички
В Тбилиси в четверг прошли переговоры между грузинским минтранспорта и российским МПС по вопросу восстановления абхазского участка железной дороги, движение по которому было прервано после вооруженного конфликта 1992--1993 годов. Эксперты собирались, чтобы реализовать договоренности, достигнутые в Сочи в марте президентами России и Грузии. Все проблемы, однако, решить не удалось, и консультации повторятся в следующем месяце.
Восстановление железной дороги через Абхазию -- дело дорогостоящее. Согласно подсчетам, произведенным российскими железнодорожниками еще несколько лет назад, на капитальное восстановление 300-километрового полотна (плюс тоннели и мосты, пущенные на воздух во время грузино-абхазской войны) необходимо свыше 1,8 млрд рублей. Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Грузии Георгий Нижарадзе, совместно с замминистра МПС Владимиром Сазоновым возглавляющий экспертную группу, заявил корреспонденту газеты "Время новостей", что «возможностью для самостоятельного финансирования проекта грузинская сторона не располагает», поэтому необходимо привлекать в качестве доноров международные организации. Кроме того, одновременно грузины требуют возвращения беженцев в Абхазию.
Абхазских экспертов в Тбилиси не пригласили. Георгий Нижарадзе считает, что их участие было бы желательно в работе экспертных групп непосредственно на месте, в процессе осмотра и изучения состояния участка. Многие отрезки заминированы, и без помощи абхазов никак не обойтись.
Вообще же представители абхазского руководства заявляют, что обеспечат безопасность на всем протяжении маршрута через свою территорию -- до Западной Грузии. В Тбилиси в это не верят. Курирующий абхазскую проблематику министр по особым делам Малхаз Какабадзе сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что вопрос охраны предстоит еще обсуждать в деталях и «принципиально».
Уместно вспомнить, что импульсом к переговорам по восстановлению всего абхазского участка между Россией и Грузией послужила электричка, пущенная Сочинской транспортной компанией до Сухуми в конце прошлого года. Это вызвало протесты в Тбилиси, т.к. юридически по-прежнему действует решение саммита СНГ от 1996 года о блокаде сепаратистского режима Абхазии и осуществлении всех контактов только с согласия Грузии.
Симптоматично, что переговоры железнодорожников состоялись за день до официального визита в Грузию главы Армении Роберта Кочаряна. Армения жизненно заинтересована в восстановлении дороги через Абхазию для развития экономических связей с Россией. В этой связи Ереван уже предлагал «посильную» помощь. Пока же абхазы молятся на электричку, связывающую их с Сочи. Пусть и плетется состав по поврежденной дороге пять часов, зато билет стоит всего 10 рублей. С учетом того, что основной бизнес в непризнанной республике -- вывоз цитрусовых в Россию, то это очень выгодно. Почти все население Абхазии -- граждане России, так что погранконтроль и таможенный досмотр проблем для пассажиров не представляет.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси