|
|
N°114, 26 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шоу в Финском заливе
В Петербурге открылся первый в России Международный военно-морской салон
Покой жителей прибрежных районов Петербурга был нарушен вчера страшным грохотом авиационных двигателей, работающих в режиме форсажа. Воздушное пространство над Финским заливом и Васильевским островом было избрано истребителями разных типов «Су» для демонстрации фигур пилотажа в честь открытия первого в России Международного военно-морского салона. Правда, международным он стал по составу зрителей, но не по участникам экспозиции. Для гостей в питерской морской гавани ошвартовалось около десяти военных кораблей. Все -- российского производства. Иностранцев звали, и они даже обещали прислать свои эсминцы и фрегаты на Балтику, но обещаний не сдержали. А посмотреть приехали: по словам генерального директора Российского агентства по судостроению Владимира Поспелова, в работе салона принимают участие 319 компаний и организаций. В том числе 53 иностранных производителя и покупателя вооружений и военной техники.
Кроме акватории Финского залива, салон проходит еще на трех площадках. В выставочном комплексе «Ленэкспо» свою продукцию показывают производители систем управления и прочей корабельной «начинки», здесь же проводятся семинары и «круглые столы». На полигоне Сухопутных войск в Ржевке пройдут стрельбы ракетно-артиллерийских комплексов. А на военном аэродроме в Пушкине свое искусство продемонстрируют пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи». Летчики ВВС и флотской авиации, впрочем, показательные выступления проводят не только в Пушкине, но и в центре Петербурге, прямо над гаванью и «Ленэкспо».
В рамках салона петербургская судоверфь «Балтийский завод» (входит в группу «ИСТ») передал построенный на предприятии фрегат Trishul заказчику -- ВМС Индии. Это второй корабль проекта 11356, созданный в Петербурге для индийского флота, он способен развивать скорость до 30 узлов, нести боевое дежурство в морской и океанской зонах и поражать корабли, самолеты, подводные лодки и наземные цели. Всего завод строит для Индии три таких судна общей стоимостью около 1 млрд долл. С первым в этой серии фрегатом Talwar, заложенным в марте 1998 года, связана главная вчерашняя сенсация салона, а также скандал между «Рособоронэкспортом» и индийскими военными. Дело в том, что головной корабль должен был быть передан Индии еще в мае 2002 года, но заказчик получил его лишь 18 июня 2003 года. Многомесячная задержка в исполнении контракта была связана с тем, что испытания установленного на борту новейшего арткомплекса «Пума» и его системы управления огнем затянулись. В связи с этим, заявил вчера на салоне заместитель министра обороны РФ, председатель комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, Индия выставила России штраф в размере до 40 млн долл. Он дал понять, что препирательства с заказчиком в данном случае неуместны, и «самое простое -- это вернуть деньги». Несколько утешило присутствующих его заявление о том, что Россия в этом году перевыполнит план по экспорту: вооружений и военной техники будет продано за рубеж на сумму от 5 до 6 млрд долл. при плане в 4,4 млрд долл. Замминистра обороны сказал, что буквально на этой неделе «Рособоронэкспорт» подписал с Вьетнамом контракт на лицензионное строительство в этой стране ракетных катеров «Молния». Его общая сумма составила 120 млн долл. На какую сумму запланировано подписать контрактов в рамках военно-морского салона, чиновники не говорят, ограничиваясь заявлениями, что экспозиция преследует лишь презентационные цели, а соглашения о закупках могут быть подписаны в будущем, после знакомства потенциальных покупателей с судостроителями.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург