|
|
N°113, 25 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Козак-интервью
-- Подготовленные комиссией по разграничению полномочий законы разрабатывались и обсуждались достаточно долго. После их внесения в Государственную думу поступило более шести тысяч поправок. Стоят ли ожидаемые результаты таких усилий?
-- На мой взгляд, столь широкая дискуссия и огромное количество поступивших предложений свидетельствуют о том, что эти законы чрезвычайно актуальны. И я абсолютно убежден в том, что они затрагивают интересы каждого человека. Эта реформа нацелена на то, чтобы обеспечить ответственность федеральных, региональных и местных властей перед гражданами.
-- Вы считаете, что люди поверят в эту реформу, а не примут ее за очередные громкие слова из уст высокого чиновника?
-- Поверят тогда, когда реально заработают механизмы реформы, когда власти прекратят заниматься перекладыванием ответственности друг на друга и проблемы конкретного гражданина перестанут быть объектом «бюрократического футбола» между различными уровнями и органами власти. После принятия законов каждому избирателю станет ясно, за что отвечает федеральная власть, для чего он избирает власть региональную и решение каких вопросов он может и должен требовать от местного самоуправления.
За каждым уровнем власти должна быть закреплена своя доля средств налогоплательщика, в пределах которой органы власти самостоятельно принимают необходимые решения и несут политическую ответственность за качество предоставляемых гражданам услуг. В условиях жестко закрепленных расходных и доходных полномочий исчезает основа для предъявления необоснованных взаимных претензий и ухода от ответственности за собственные ошибки.
-- Как будет поделен существующий дефицит консолидированного бюджета РФ между тремя уровнями власти?
-- Стоимость всех обязательств консолидированного бюджета страны составляет 6,5 трлн рублей. При этом объем наших реальных финансовых возможностей в условиях 2005 года, когда планируется начать реформу, оценивается в 4,5 трлн рублей. Дефицит в 2 трлн должен быть распределен пропорционально объему полномочий каждого уровня власти. В предварительных расчетах, которые были представлены правительством, этот принцип выдержан. Важно то, что пропорциональное распределение дефицита сопровождается одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации и муниципалитетам необходимых законодательных полномочий. Это позволит им самостоятельно определять гарантированный объем предоставляемых за счет региональных и местных бюджетов услуг, исходя из их финансовых возможностей. Таким образом, субъекты и муниципалитеты будут иметь возможность утверждать сбалансированные бюджеты. В настоящее время такими возможностями и полномочиями обладает федеральный центр, и не только по отношению к федеральному бюджету. Как ни парадоксально с точки зрения государственного устройства нашей страны, эти возможности и полномочия распространяются на региональные и местные бюджеты. Реальная бюджетная самостоятельность существует только на федеральном уровне. На уровне субъектов и местного самоуправления сегодня она декларативна.
Окончание на стр. 6
Убрать -- Марина САЙДУКОВА