Время новостей
     N°114, 26 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2003
Геннадий Рождественский: «Яначек меня завораживает»
Премьера «Средство Макропулоса» в театре «Геликон-опера» заслуживает внимания как минимум по двум причинам: во-первых, в России наконец поставили одну из самых популярных на Западе опер чешского композитора Леоша Яначека. Во-вторых, дирижером-постановщиком оперы стал Геннадий Рождественский. Увидев в «Геликоне» «Лулу» Берга и «Катерину Измайлову» Шостаковича, прославленный дирижер согласился сотрудничать с театром. Перед премьерой Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ побеседовал с корреспондентом газеты «Время новостей» Ольгой РОМАНЦОВОЙ.

-- Кто выбрал «Средство Макропулоса» для постановки в «Геликоне», вы или художественный руководитель театра Дмитрий Бертман?

-- Мы вместе долго обсуждали, какую оперу выбрать: «Средство Макропулоса» или «Из мертвого дома». В постановке последней для меня было одно преимущество: это опера на русскую тему, она написана по произведению Достоевского. Недавно я ставил в Брно «Катю Кабанову» Яначека, хотелось продолжить русскую линию оперной драматургии композитора. Но в результате мы остановились на «Средстве Макропулоса».

-- Вы решили ставить «Средство Макропулоса» без сокращений?

-- Да. В этой опере все настолько связано, что ее материал не поддается купированию. У Яначека нет скучных фрагментов, и просто не возникает желания что-нибудь убирать. По-моему, очень важное для композитора качество. Я давешний поклонник Яначека. Несколько раз ставил «Катю Кабанову», дирижировал практически всеми его симфоническими сочинениями, включая «Тараса Бульбу». Мне интересен способ, которым Яначек выражает экстатическое ощущение музыки и искусства в целом. Он меня просто завораживает. Думаю, что Яначек занимает очень важное место в музыке ХХ столетия. Он уникальный композитор, не является последователем ничьей системы, не имеет ни учителей, ни учеников-подражателей. Можно найти сотни маленьких Шенбергов, десятки маленьких Вебернов и большое количество маленьких Булезов. Но маленького Яначека нет даже в Чехии. Ему невозможно подражать. Его ученик, композитор Освальд Хлудна, который его боготворил, скорее пропагандист музыки учителя, нежели продолжатель его идей. Яначек черпал вдохновение в интонациях речи, поэтому мы решили исполнять оперу на чешском языке.

-- Правда ли, что Яначек сочинял музыку, следуя ритму не только чешской, но и русской речи?

-- Да, он хорошо знал русский язык. И записывал на манжетах то, что слышал. Я видел в архиве в Брно коллекцию манжет с его записями (в то время манжеты надевались отдельно, поверх рукавов рубашки). У Яначека не было записных книжек и нотной бумаги (его сковывали печатные листы с пустыми линейками), поэтому он сам линовал простую бумагу. У меня есть автографы его партитур, это произведения графического искусства. Жаль, что оперы Яначека практически не ставят в России. Я видел разные постановки «Средства Макропулоса» в других театрах: на фестивале в Глайнборне, в Амстердаме, совсем недавно я видел спектакль в Стокгольме. Во всем мире идет «Катя Кабанова» и «Енуфа». А в России в конце 50-х «Енуфу» поставили в Новосибирске. С тех пор ничего не было.

-- Почему?

-- Причины одни и те же: лень, тупость и отсутствие любопытства. Никто ничего не хочет. Чаще всего оправдывают себя, говоря, что постановка оперы Яначека не может быть кассовым спектаклем. Если бы можно было, во всех театрах крутили бы только «Травиату». Хорошо, что Бертман думает по-другому.

-- Есть ли опера, которую вы до сих пор не поставили, хотя очень хотели?

-- Я слышал в молодости «Войцека» и до сих пор мечтаю его поставить. Но как-то все не получается. Постановка этой оперы требует музыкантов очень высокой квалификации. Может быть, позже я поставлю ее в «Геликон-опере». Как правило, в академических театрах ставить оперы ХХ века невозможно.

-- Вы когда-нибудь дирижировали операми современных западных композиторов Наймана или Типета?

-- Я дирижировал симфониями Типета и его ораторией «Дитя нашего времени». Я его очень хорошо знал.

-- Что вы думаете о сочинениях современных российских композиторов -- Десятникова или Мартынова?

-- Я считаю, что после великой троицы Губайдулина--Денисов--Шнитке композиторов такого уровня больше нет. В свое время я постоянно получал по голове, пытаясь их исполнять. И меня это очень угнетало. Я считал, что их должны играть все. Так получилось, что те, кто меня бил, ушли в ничто. Кто их сейчас помнит?

-- Есть ли сейчас композиторы, чья музыка незаслуженно забыта?

-- Если говорить о классиках, таким композитором можно считать Йозефа Гайдна. Он забыт. Изредка играют некоторые симфонии Гайдна, хотя их было написано 107. Я сыграл все. Буду исполнять мессы и другие его сочинения.

-- Когда ждать следующих спектаклей «Средство Макропулоса»?

-- В начале сентября. Я буду каждый раз приезжать дирижировать. Во всяком случае пока.

Беседовала Ольга РОМАНЦОВА