|
|
N°114, 26 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нецеллулоидные страсти
В конкурсной программе ММКФ показали последний российский фильм
Еще до начала фестиваля прошел слух, что конкурсная программа, мол, слабее, чем хотелось, поскольку долго не было определенности с финансированием и организаторам пришлось начать работу позже обычного. Видимо из-за этой неуверенности в программу оказалось включено аж 19 фильмов, что, конечно, излишне. Ограничься отборщики меньшим количеством, удельный вес интересного кино был бы значительно выше. Тем не менее на всякий вкус в конкурсе можно найти что-то привлекательное.
Любители иранского кино наверняка порадовались фильму молодого режиссера Асгара Фархади «Танцуя в пыли». Это простая история про влюбленного юношу, который всего-то и хотел, что жениться по любви, но совершенно запутался в своих социальных, финансовых, родственных обязательствах. Но все равно он намерен сделать для своей любимой хоть что-нибудь, чтобы выразить переполняющие его чувства. В попытке заработать ей на швейную машинку (интересно, знал ли режиссер о выдающейся роли швейных машинок в истории русской женской эмансипации?) герой оказывается в пустыне, один на один с угрюмым и враждебно настроенным змееловом. Дальше следуют трогательные в своей нелепости и неадекватности попытки пробиться к человеческому в душе спутника. Смесь глупости, добродушия, наивности и чистоты у молодого актера получается чрезвычайно органичной. А режиссеру удается то, что получается очень редко, -- передать внутренние переживания души, не тронутой рефлексией, не имеющей в своем арсенале никаких культурных механизмов для выражения своих чувств (кроме индийского кино на видео), но души живой, чувствующей и эмоционально богатой.
Для поклонников исторических фильмов фестиваль припас картину англичанина Майка Баркера (у нас его знают по триллеру «Лучшие планы», снятому в Америке) «Убить короля». В этой картине едва ли не самый звездный состав из всех представленных в конкурсе. В роли Кромвеля снялся Тим Рот, постоянный актер Тарантино («Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Четыре комнаты»), снимавшийся также у Гринуэя («Повар, вор, его жена и любовник»), Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), Олтмана («Винсент и Тео»), в роли генерала Ферфакса -- Дугрей Скотт («Миссия невыполнима II», «Энигма»), а Руперт Эверетт («Влюбленный Шекспир») сыграл короля Карла I. Бюджет фильма -- 22 млн долларов. Психологическая драма разворачивается на фоне известных исторических событий: гражданская война, казнь короля, объявление протектората. Союзники и друзья, Кромвель и лорд Ферфакс, принадлежат к разным сословиям: один -- выходец из «нового дворянства», всем обязанный личным усилиям, другой принадлежит к высшей аристократии, но они любят и ценят друг друга, однако «ценности меняются», и судьба великого Кромвеля, «Робеспьера, ставшего Наполеоном», пугает его прежнего соратника. Реальная история в фильме, как это принято в костюмных мелодрамах, подчинена логике сюжета. Человеческие чувства уже почти берут верх над диктатом общественных обязательств, но «труба зовет», республиканец Кромвель вынужден заканчивать начатое, а аполитичный Ферфакс возвращается в частную жизнь. И все оставшиеся годы мучается своим выбором, осознавая его как предательство.
Вообще конфликт между чувством и долгом, как можно заметить, объединяет весьма различные произведения, ведь между современным Ираном и Англией XVII века сходства гораздо меньше, чем между сутью сюжетов, рассказанных в фильмах, представляющих в конкурсе эти страны.
А вот в российском фильме «Коктебель» никакого давления социума нет, так как его герои, отец и одиннадцатилетний сын, обходятся вообще без всякого социума, оказавшись в пространстве абсолютно частном.
Это третий фильм российской конкурсной программы, и в некотором роде фильм-сюрприз. Так как его авторов -- дебютантов Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, -- в сущности, никто не знал, и лишь ходили слухи о том, что картина, дескать, необычайно хороша. Поскольку в прошлом году такие же слухи ходили о фильме «Одиночество крови» Льва Прыгунова, который потом вызвал какое-то особенно яростное возмущение критики, отношение к «Коктебелю» было настороженным.
Первые долгие минуты фильма камера почти неподвижно уставлена на вход в сточный туннель над дорогой. И тут уже можно решать: если вас раздражает долгое созерцание картинки, в которой почти ничего не меняется (идет дождь, потом перестает, потом подбегает собака, нюхает и уходит), значит, это не ваше кино и можно уходить. Если вы готовы расслабиться и любоваться длинными планами, внимательно и долго рассматривать детали, и вас не выводит из себя, что женщина на экране развешивает белье в формате реального времени, то вам фильм наверняка понравится. Из туннеля выйдут отец с сыном и побредут по дороге с рюкзаками за плечами. «Мы так до Крыма пойдем?» -- спросит сын отца, и станет понятно, что путешествие в заветный Коктебель будет долгим, лирическим и вряд ли радостным, что это не туристическая прогулка, не отпускной вояж, а скитание бесприютной пары, оставшихся в одиночестве людей. Объяснения, которые есть в сценарии, как будто намеренно запаздывают и следуют как раз тогда, когда и без них уже все понятно. Слов у героев крайне мало. Авторы настолько боятся кинематографических штампов, что оставляют все сцены открытыми, как будто недомонтированными, незаконченными. Просто течет жизнь, а в ней живет маленький человек и понемногу в своем детском сознании осваивает происходящее, как в игре со сломанным фотоаппаратом, где случайно попавшая в кадр рука, ботинок или часть пейзажа на минуту останавливают свое существование, захваченные врасплох.
Собственно, чуда не произошло, первый дебютный фильм не стал ошеломляющим потрясением, главным событием фестиваля. Но продемонстрировал честное кино двух очевидно очень одаренных, чутких к искусству людей, которые знают, зачем взяли в руки камеру и для чего сочинили свою первую историю. Дай бог, не последнюю.
Алена СОЛНЦЕВА