В прошлом году в России увеличивался спрос на качественную мебель, и лидеры отрасли надеются, что он сохранится и в нынешнем. Ведущие производители и торговцы бытовой и офисной мебели намерены наращивать производственные и торговые площади. При этом поставки импортной мебели, сократившиеся после кризиса, снова набирают обороты, а основа мебельной промышленности -- российское производство древесностружечных плит (ДСП) -- продолжает деградировать.
На формирующемся отечественном рынке есть активные лидеры, которые сумели воспользоваться возможностями, предоставленными кризисом. Прибыли позволяют им инвестировать как в модернизацию производства, так и в расширение сбытовой сети.
Виктор Николо, начальник отдела маркетинга мебельной компании «Шатура» (ее доля на российском рынке корпусной мебели оценивается в 11--12%), сообщил газете «Время новостей», что прошлой осенью на фабрике запустили технологическую линию немецкого производства для ламинирования ДСП стоимостью 3 млн долл. В этом году компания намерена вложить в строительство нового цеха по производству ДСП еще около 9,5 млн долл. и добавить к своим семи магазинам еще два.
Московский производитель и продавец
мягкой мебели «Диваны ... Диваны» приобрел в декабре одну из крупнейших в Москве мебельную фабрику №3, а одна из ведущих в сегменте офисной мебели торговая компания «Фронда» объявила в минувшую пятницу, что в нынешнем году увеличит сеть салонов с пяти до семи. При этом ее руководство намерено вложить немалые средства в реконструкцию московских магазинов. Именно с развитием подобных компаний связывают специалисты будущее российского рынка.
По данным департамента лесопромышленного комплекса Минпромнауки, объем продаж мебели в России увеличился в прошлом году по сравнению с предыдущим на 36% и достиг 18 млрд руб. (580 млн долл.). Но в предыдущем, 1999 году рост был гораздо большим -- 60%. По прогнозам, в этом году ожидается общий рост продаж на 10--15%.
Следует учитывать, что оценки Минпромнауки отражают лишь официальные данные. По неофициальным же -- общий объем продаж мебели в 2000 году составил 1 млрд долл. Разница объясняется тем, что импортеры, как правило, работают «всерую», стараясь обойти таможню. Рост импорта в прошлом году по сравнению с предыдущим отмечают как государственные, так и коммерческие структуры.
Если в самый благоприятный для наших мебельщиков послекризисный 1999 год доля импортной мебели в общем объеме продаж составляла четверть, то уже в прошлом году эта доля, по оценкам специалистов Минпромнауки, увеличилась до 38%. Кроме того, у экспертов министерства вызывает тревогу явный разрыв в темпах развития мебельной и плитной промышленности. Они отмечают, что «многие плитные предприятия не подлежат восстановлению, большая часть установок по производству ДСП морально и физически устарела и требует замены или существенной реконструкции».
Лишь 900--950 тыс. куб. м (30%) выпускаемых плит с большой натяжкой удовлетворяет требованиям по качеству поверхности под ламинирование и каширование. Потребитель же ждет от отечественных производителей европейского дизайна и качества. А это может обеспечить только иностранное оборудование, поскольку отечественного просто нет. Эксперты Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России считают, что обеспечить отечественную мебельную промышленность качественными ламинированными плитами возможно, только снизив таможенные пошлины на ввоз плит и технологического оборудования.