|
|
N°41, 07 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Косовский урок выучен на «отлично»
Пекин объявил о росте военных ассигнований
Ассигнования КНР на армию сделали самый большой скачок за два десятилетия экономических реформ. Вчера на проходящей в Пекине 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва министр финансов Сян Хуайчэн объявил об увеличении военного бюджета страны в 2001 году сразу на 17,7% -- до 140 млрд юаней (17 млрд долл.).
Как сообщает официальное агентство Синьхуа, увеличение расходов на оборону министр Сян объяснил «нуждами повышения зарплаты офицерам, военным кадрам нестроевой службы, бойцам, рабочим и служащим», а также «необходимостью соответствовать общемировым глубоким преобразованиям в военной области и готовиться к оборонительным боевым действиям в условиях современной техники и высоких технологий». Два года назад Народно-освободительной армии Китая (НОАК) запретили заниматься бизнесом, из-за чего доходы военных упали. Бурно развивающаяся экономика «красного капитализма» неизбежно перетягивает квалифицированных специалистов в коммерческий сектор. В этих условиях перевод НОАК на рельсы высоких технологий требует увеличения выплат тем, кто будет работать с передовой техникой.
Большинство обозревателей сходятся в том, что под «общемировыми глубокими преобразованиями в военной области» китайская верхушка подразумевала уроки косовской кампании НАТО. The Washington Post оценивает скачок военных расходов как рост уверенности Пекина в том, что «Китай должен готовиться к конфликту с Соединенными Штатами, если он хочет получить назад Тайвань». Как сообщает Синьхуа, глава китайского МИДа Тан Цзясюань успокоил журналистов словами о том, что «расходы Китая на оборону далеко не соответствуют уровню расходов ведущих мировых держав», будучи равными лишь 5% и 30% от военных расходов США и Японии. Лондонский Институт стратегических исследований оценивает совокупные расходы КНР на оборону в 1999 году в 40 млрд долл., но это все равно чуть более 10% от бюджета Пентагона.
Можно ожидать, что увеличение оборонных ассигнований приведет к росту ежегодного целевого бюджета центральной военной комиссии КНР, предназначенного для импорта вооружений и составляющего ныне 1 млрд долларов. Это будет отвечать интересам России, поскольку в ближайшем будущем ускоренное перевооружение НОАК невозможно без закупок в РФ техники и оборонных ноу-хау. И все же Москве стоит повнимательнее смотреть за тем, как КНР превращается в мощную региональную державу, -- ведь после этого Пекин может захотеть начать марш к статусу глобального военного игрока.
Александр ТИМОФЕЕВ