|
|
N°41, 07 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проваленный экзамен
"Единство" не смогло помочь Кремлю
Вопрос о недоверии правительству будет проголосован на пленарном заседании Государственной думы 14 марта. Пройдет или не пройдет вотум недоверия, станет известно, наверное, только за несколько минут до голосования. В таких случаях активная борьба за депутатские голоса идет до последнего момента. Впрочем, вне зависимости от того, что придется пить Михаилу Касьянову 14 марта -- шампанское или валериановые капли, одна жертва парламентско-правительственного кризиса уже известна. Это фракция «Единство», которая не выдержала первого серьезного экзамена на право считаться верной опорой «партии власти» на Охотном ряду.
Во вторник утром серьезную ошибку допустил лидер "Единства" Борис Грызлов, предложивший фактически нулевой вариант -- коммунисты отказываются от вынесения вотума недоверия, а "Единство" не упорствует в желании распустить Думу. Это предложение вызвало только ироничную улыбку у Геннадия Зюганова. Лидер коммунистов, поначалу весьма серьезно отнесшийся к угрозе роспуска Думы, понял, что г-н Грызлов чувствует себя неуверенно. К тому же, начав торговаться с коммунистами, лидер "Единства" фактически признал равенство возможностей двух фракций. Притом, что без "Единства" ни одного решения в Думе принято быть не может, а коммунисты не могут блокировать ни простого (226 голосов), ни конституционного (300 голосов) решения.
Однако Борис Грызлов был вынужден искать компромиссный вариант. Его позиции действительно были шаткими. Большинство депутатов из фракции «Единство» не поддержали план, согласно которому «медведям» необходимо было проголосовать за вотум недоверия, чтобы добиться роспуска Думы и проведения досрочных выборов. Многие депутаты, обоснованно полагая, что в этом случае им не удастся вернуться на Охотный ряд, вчера выступили с решительной критикой затеи. Обсуждение вопроса на вчерашнем заседании фракции было предельно напряженным -- рядовые депутаты обвиняли своих лидеров в том, что "они строят свои карьеры на их костях". Впрочем, и среди руководства «Единства» нет согласия -- так, против роспуска Думы решительно выступает первый вице-спикер Любовь Слиска.
Само по себе возмущение депутатов-"медведей" вряд ли может сорвать план, подготовленный, судя по утверждениям источников газеты «Время новостей», в кремлевской администрации. Задача «показать, кто в доме хозяин» и приструнить «отвязавшуюся Думу», наверное, будет решена. Иметь дело с этим депутатским корпусом исполнительной власти не так уж и сложно, а аргументов у замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова и его коллег предостаточно. Однако теперь строить свою политику в Думе администрации президента придется с учетом того, что "Единство" -- не такой уж надежный инструмент, а его лидеры не контролируют вверенных им депутатов. И если для кремлевской администрации это обстоятельство является не более чем досадным неудобством, то для "Единства" это почти приговор.
Ниша "партии власти", которую занимает сегодня партия "Единство", вовсе не закреплена за ней раз и навсегда. А уж желающих стать устами и руками Кремля более чем достаточно. Это и движение, создающееся на основе депутатской группы "Народный депутат", и в какой-то степени "Отечество", и пока существующий лишь на бумаге проект создания "настоящей правой партии" во главе с Сергеем Кириенко.
"Единство" выгодно отличалось от своих соперников только своим безусловным послушанием. К тому же никакой необходимости менять одну структуру на другую пока не было. Со вчерашнего дня тема может стать актуальной. Так же, как вполне возможны перемены и в руководстве фракции "Единства".
Леонид ПЕТРОВ