|
|
N°112, 24 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глобализация в локальном масштабе
Microsoft реализует свой потенциал в России
Корпорация Microsoft выстраивает новую стратегию работы с корпоративными клиентами. О том, как она будет реализована в России, рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Надежде ВАСИЛЬЕВОЙ вице-президент по работе с международными и корпоративными клиентами Microsoft Джонатан МЮРРЕЙ, недавно побывавший в Москве.
-- В чем суть новой программы Realizing Potential -- «реализация потенциала»?
-- Мы стремимся сделать информационные технологии доступными и полезными людям. Для разных групп пользователей это означает что-то определенное. В области образования, например, для нас важно, чтобы школы могли более эффективно организовать учебный процесс и технологии помогали ученикам вырабатывать жизненные навыки. Для коммерческих организаций это означает более эффективное использование ресурсов. Сотрудники компаний с помощью IT могут более полно реализовывать свой интеллектуальный потенциал, получать более высокую отдачу от оборудования. Если говорить о заказчиках, за работу с которыми отвечаю непосредственно я (это сорок мультинациональных компаний), то для них реализация потенциала означает прежде всего повышение эффективности бизнеса с использованием успешных наработок в каких-то отдельных регионах. И наоборот -- применение глобального опыта в локальных условиях.
-- Среди глобальных клиентов Microsoft есть российские компании?
-- Одна из причин моего нынешнего визита в Москву как раз в том, чтобы познакомиться с крупными российскими заказчиками и решить, кто из них может стать нашим глобальным клиентом. Сейчас в их число входят такие компании, как Coca-Cola, Daimler Chrysler и Ford. Я считаю, что и в России есть целый ряд крупных компаний, которые имеют неменьший потенциал, судя по той стратегии, которую они сформировали.
Кроме того, мой визит связан и с тем, что 35 из 40 наших глобальных клиентов сейчас работают в России. Я хочу удостовериться в том, что они удовлетворены уровнем сотрудничества с нами, независимо от того, осуществляется оно напрямую или через совместные предприятия, созданные с российскими партнерами.
-- Вероятно, по итогам визита вы рассчитываете заполучить глобальных клиентов в России?
-- Думаю, как минимум одна такая российская компания у нас появится к концу этого года.
-- В чем же суть предложения Microsoft? Ведь крупные компании уже давно работают над автоматизацией и оптимизацией бизнес-процесса.
-- Действительно, со многими заказчиками нас связывают многолетние тесные отношения. Главная выгода, которую получает компания, вступая в «клуб» глобальных клиентов Microsoft, состоит в том, что мы обеспечиваем для них очень высокое качество услуг -- независимо от того, в какой точке земного шара они ведут бизнес.
В России мы уже много лет работаем с четверкой крупнейших российских нефтяных компаний -- «ЮКОС--Сибнефть», BP--ТНК, ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», а также с «Газпромом». Вся инфраструктура этих компаний (и сетевая, и почтовая) в большой степени основана на платформе Microsoft. В частности, «Сургутнефтегаз» использует наш программный комплекс управления сетевыми ресурсами, «ЮКОС--Сибнефть» -- систему документооборота на базе Microsoft Exchange.
ЛУКОЙЛ недавно завершил работу по созданию корпоративного портала для высшего руководства компании. Это пример успешной работы не только в России, но и в мировом масштабе.
Сейчас мы также реализуем очень интересную «пилотную» программу с «Газпромом» -- Project Management (автоматизация ведения проектов), направленную на автоматизацию процесса управления планированием. Компании существенно расширяют свою инфраструктуру, причем не только сетевую, но и добычу, строительство, поэтому им надо очень эффективно планировать свои временные, денежные, людские и прочие ресурсы. Microsoft предлагает для оптимизации планирования специальное решение в масштабе предприятия. В московском офисе «Газпрома» уже завершено создание прототипа такой системы и сейчас обсуждается возможность ее введения в эксплуатацию.
-- Первый глобальный заказчик в России будет из этой пятерки?
-- Думаю, что это весьма вероятно.
-- В каких еще отраслях могут появиться такие клиенты?
-- Для этого есть совершенно четкие требования. Ведь у нас много и других крупных заказчиков, которые не менее важны. Например, корпорация Boeing. Она пользуется поддержкой Microsoft только на территории Северной Америки. У нее нет потребности в столь тесном сотрудничестве в Азии, Европе или Латинской Америке. То же касается и России. У нас очень много клиентов, работающих здесь, которые обслуживаются через наше российское представительство.
Судя по экономическим тенденциям, наиболее вероятно, что интерес к расширению бизнеса до глобального масштаба проявят прежде всего отрасли, связанные с добычей и использованием природных ресурсов. Поэтому именно среди них мы ожидаем увидеть нашего первого глобального клиента.
-- Какой доход корпорация получает от клиентов такого уровня?
-- Ориентировочно наш годовой доход от одного такого клиента составляет от 500 млн до 1 млрд долл. Кстати, в число критериев статуса глобального клиента входит и определенный уровень коммерческих отношений с Microsoft. Ведь в работу с глобальным корпоративным клиентом мы вкладываем больше средств, чем в работу с другими заказчиками.
-- Microsoft в большей степени инвестирует именно в этот сегмент?
-- У нас сбалансированы инвестиции по различным направлениям. В следующем году мы вложим в исследования и разработку 6,5 млрд долл., из них более 3 млрд -- в развитие технологий именно для крупных корпоративных заказчиков. Кроме того, большая часть наших сотрудников, работающих на местах, обеспечивает поддержку этой группе клиентов.
В целом мы и наши партнеры вкладываем колоссальные средства в развитие платформы Microsoft и ее инновацию. У нас очень прочные отношения с корпорацией Intel, разрабатывающей аппаратные средства на платформе Microsoft, компанией HP, производителем компьютеров, работающих на программах и приложениях Microsoft, а также компаниями IBM, SAP и Siebel -- разработчиками специальных прикладных программ и систем на базе наших операционных систем. Это партнерство обеспечивает очень высокий темп роста объема продаж не только клиентской части операционных систем, но и серверных программ, на базе которых создаются системы для корпоративных заказчиков.
-- Высокий темп развития IT-индустрии может привести к насыщению спроса. Как вы оцениваете перспективы бизнеса?
-- Действительно, на каких-то отдельных рынках может наблюдаться насыщение. Но даже в странах, где рынок можно считать зрелым, у Microsoft есть великолепные возможности для наращивания бизнеса в поставке серверных программ. Мы пока не настолько крупный игрок в этом сегменте. В таких же странах, как Россия, Бразилия, Индия и Китай, где IT-рынок еще далек от насыщения, перспективы еще лучше.
Корпорация Microsoft, основанная в 1975 году, является мировым лидером в производстве программного обеспечения. Ее годовой оборот составляет примерно 30 млрд долл. Основной доход в России компания получает от реализации лицензионных программ юридическим лицам. В структуре продаж программного обеспечения Microsoft в 2002 году доля серверных программ в целом по миру составила 18%, а в России -- 31%. По оценкам экспертов исследовательской корпорации IDC, рыночная доля Microsoft в корпоративном сегменте по поставке серверного программного обеспечения в мире по итогам 2002 года составляла 28%, в России -- 43%.
Беседовала Надежда ВАСИЛЬЕВА