Время новостей
     N°41, 07 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2001
Как крутить пенсионные деньги
Забота о пенсионерах стала предметом конфликта двух ведомств
Принципиальное решение о форме, в которой пройдет пенсионная реформа, отложено как минимум до 19 марта. Именно на это число перенесено первое заседание национального совета по пенсионной реформе, которое должно было пройти вчера. Председатель нацсовета премьер Михаил Касьянов не смог заблаговременно примирить двух конкурентов, претендующих на авторство реформ, -- Пенсионный фонд и Министерство экономического развития и торговли. Возможно, компромисс будет достигнут сегодня на специальном совещании у Владимира Путина, и тогда нацсовет соберется 19 марта.

По сведениям газеты «Время новостей», концепция Пенсионного фонда станет, видимо, базовой. Но интерес Минэкономразвития тоже будет учтен: в стране появится инвестиционный фонд, в котором будут аккумулироваться средства, накопленные гражданами на старость. Управлять фондом будет один из двух банков -- ЦБ или Сбербанк. Инвестиционный совет фонда предположительно возглавит чиновник рангом не ниже вице-премьера. В контрольный орган -- наблюдательный совет -- войдут представители всех ветвей власти.

Взгляды на реформу председателя Пенсионного фонда (ПФ) Михаила Зурабова и замминистра экономического развития Михаила Дмитриева разнятся кардинально, при том что обе концепции предусматривают поэтапный переход от нынешней распределительной системы к накопительным пенсиям; и там говорится, что на пенсию каждый россиянин-работник и его работодатель будут копить всю трудовую жизнь. Больше заработал -- больше отчислил в ПФ -- больше получил по выходу на пенсию.

Разница двух концепций в том, что Михаил Зурабов предлагает копить пенсионные права, а Михаил Дмитриев -- копить деньги. Отсюда и разница в гарантиях, которые предлагают авторы концепции каждому россиянину при накопительной системе. Г-н Зурабов полагает, что такими гарантиями должны быть обязательства по обеспеченной старости, которые должно взять на себя государство. Причем за счет каких средств государство выполнит свои обязательства, гражданина волновать не должно, поскольку он ежемесячно перечисляет свои деньги в ПФ. По концепции г-н Дмитриева государство должно гарантировать сохранность перечисленных денег и их прирост. То есть копящиеся деньги должны превращаться в инвестиции. А раз так, то копящий деньги россиянин должен знать, в какие инвестиционные проекты вложены эти деньги, под какой процент, чтобы к старости иметь четкое (в рублях) представление о собственных накоплениях.

На первый взгляд концепция Минэкономразвития абсолютно безукоризненна, поскольку предполагает, что, выходя на пенсию, каждый россиянин будет иметь столько, сколько ему заработали его же накопленные средства. Однако слабость концепции в том, что инвестировать с хорошим доходом и с минимальным риском в России пока некуда. Потому-то Михаил Дмитриев не раз говорил, что на первых порах придется размещать накопленные деньги на западных фондовых рынках. То есть помогать российские накопления будут не отечественному, а зарубежному товаропроизводителю.

На этом фоне концепция Пенсионного фонда выглядит предпочтительнее. Во-первых, она обеспечивает стабильность самому фонду -- в нем деньги будут всегда, и задержки пенсий исключаются. Во-вторых, она не выводит средства за пределы страны. Но слабость ее в том, что «накопление пенсионных прав» как бы «отчуждает» человека от его кровных рублей, накопленных им за трудовую жизнь. Ведь г-н Зурабов не раз говорил, что и по его концепции накопления должны инвестироваться. Но при этом по логике председателя ПФ накапливающему деньги россиянину не должно быть дела до того, как и куда государство инвестирует эти деньги: достаточно того, что он получил гособязательства по обеспеченной старости. В конечном итоге разница двух концепций сводится к вопросу: во что инвестировать. Г-н Дмитриев предлагает вкладывать в рыночные финансовые инструменты, а г-н Зурабов -- только в государственные.

При всех различиях обе концепции выстроены на том, что у работающего россиянина будет повышенный интерес в накапливании денег, то есть в регулярных платежах в ПФ. Но есть вероятность, что интерес этот будет чрезвычайно слаб. Платить деньги в ПФ, как полагают гг. Зурабов и Дмитриев, должен будет только работодатель. Но работодатели занимаются этим уже десять лет, а большинство россиян до сих пор не ведают, что за них вносятся регулярные отчисления. Зарубежный опыт накопительного пенсионного обеспечения показывает, что интерес у работника появляется только тогда, когда в ПФ платит он сам из своей зарплаты.

Возможно, этот «интерес» возникнет в компромиссном варианте к 19 марта.

Виктор ХАМРАЕВ