«Газпрому» так и не удалось договориться с Киевом относительно выкупа доли в компании Eural Transgas, являющейся оператором поставок туркменского газа на Украину. Таким образом, акция исключения «Итеры» из этой схемы не только не принесла российскому концерну дивидендов, но и обернулась для него серьезными проблемами.
Эйфория от объявления, что «Газпром» получил контракт на транзит 36 млрд кубометров газа, который Украина закупает в Туркмении (ранее операторские функции выполняла «Итера» и получала треть этого газа за услуги), довольно быстро закончилась. Произошло это вследствие того, что месяц назад контракт получил не российский концерн, а зарегистрированная в Венгрии компания Eural Transgas с уставным капиталом 12 тыс. долларов (ее владельцами являются несколько физических лиц, и в прессе предполагалось, что за ними стоят известные деятели криминального мира российского происхождения).
Как уже писала газета «Время новостей», у «Газпрома» были договоренности с НАК «Нефтегаз Украины» о последующем выкупе Eural Transgas сторонами на паритетных началах. Пресс-секретарь украинской компании Константин Бородин тогда говорил, что правление НАК уже приняло решение о выкупе своей доли и ведет переговоры с «Газпромом» о том, чтобы российский концерн сделал то же самое. Венгрия же была выбрана якобы исходя из целей оптимизации налоговых отчислений.
Прояснить детали российский концерн решил только вчера. Пока переговоры с Украиной ничем не закончились, заявили на брифинге участвовавшие в них зампреды правления «Газпрома», ответственные за внутренний и внешний сбыт, Александр Рязанов и Юрий Комаров. «Нам не удалось получить долю в венгерской компании», -- констатировал г-н Рязанов. Говорить о деталях разногласий топ-менеджеры дипломатично не стали, заметив лишь, что ждут новых предложений от украинской стороны, которые будут представлены общественности в самое ближайшее время. Источник в «Газпроме» прояснил газете «Время новостей» некоторые детали, не позволившие концерну и НАК договориться.
По его словам, Киев по-своему трактовал паритетное владение Eural Transgas. «Для нас это принцип 50 на 50, в то время как украинские переговорщики предлагали 40 на 40, а оставшиеся 20% достались бы некой третьей структуре», -- говорит наш собеседник. То есть фактически речь шла об уводе части прибыли от транзита из Украины. Да и «Газпром» лишился бы части доходов. По оценке другого источника, знакомого со сделкой, прибыль Eural Transgas после оплаты транзита по территории Узбекистана, Казахстана и России, а также других издержек составит около 100 млн долл., которые и должны были поделить российский и украинский монополисты.
Тем не менее г-н Комаров заявил на пресс-конференции, что главную задачу -- получить контроль над всем экспортом газа из Средней Азии -- «Газпром» уже решил. В газовом холдинге поясняют, что речь идет не только о стратегический выгоде, но и о вполне материальной прибыли, которую «Газпром» стал получать от транзита этого газа по территории Узбекистана и Казахстана. По его словам, российский концерн как организатор транзита имеет возможность брать с Eural Transgas более высокий тариф за прокачку этого газа через две среднеазиатские республики, чем платит правительству этих стран (те, правда, ничего не потеряли от смены оператора транзита). Источник газеты уверяет, что эта дельта компенсирует потери «Газпрома» от затянувшихся переговоров по долям в венгерской компании, то есть составляет минимум 50 млн долларов.
Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров назвал объяснения «Газпрома», представленные на пресс-конференции, «переводом стрелок на Украину». «Хотелось бы больше прозрачности в таком серьезном бизнесе, как транзит и экспорт газа», -- добавил он. Баллотирующийся в совет директоров «Газпрома» от миноритарных акционеров Вадим Клейнер (один из самых ярых критиков сделки с Eural Transgas) считает, что концерн не должен был соглашаться на предложение Украины. «Газпром» -- это коммерческая организация, которая обязана отстаивать интересы акционеров, а не украинского кабинета министров, -- говорит он. -- «Газпром» должен был настоять на том, чтобы оператором транзита был сам концерн».
Опасения аналитиков и миноритариев объясняются тем, что в начале года «Газпром» разместил на американском рынке еврооблигации по правилу 144А -- это обязывает соблюдать определенные стандарты прозрачности ведения бизнеса, которым схема с венгерской компанией не соответствует. Эксперт в сфере облигационных займов говорит, что если будет доказана причастность российского газового концерна к созданию Eural Transgas, «многие топ-менеджеры «Газпрома» станут наглухо невыездными», не говоря уже об огромном ущербе имиджу компании. Постановление правительства Украины, в котором эта фирма уполномочена быть оператором, пока выглядит индульгенцией для «Газпрома», хотя до последнего времени о нем ничего не было известно. Источник в концерне не исключает, что в ближайшее время Киев заменит оператора, чтобы сбить нездоровый ажиотаж вокруг Eural Transgas.
«Газпром» продолжает занижать свои прогнозы по экспортным доходам. Зампред правления Юрий Комаров вчера заявил, что по итогам 2003 года от продажи газа в Европу 134 млрд кубометров газа планируется получить 15 млрд долларов. То есть в среднем с каждой тысячи кубометров концерн собирается получить 112 долл. При этом, по словам того же г-на Комарова, за поставленные в первые пять месяцев года 58,1 млрд кубометров газа «Газпрому» заплатили 7,4 млрд долл., то есть 127 долл. за тысячу кубометров. Конъюнктура мирового рынка нефти в первом квартале (именно она определит цены на газ во втором полугодии) свидетельствует, что газ будет стоить еще дороже, по крайней мере большую часть времени до конца года. Даже если средняя цена останется на сегодняшнем уровне, итоговая выручка должна превысить 17 млрд долларов. Цель занижения прогнозов финансовых результатов «Газпромом» очевидна: ему предстоит нелегкий торг с правительством относительно ставки экспортной пошлины и тарифов на газ внутри страны на следующий год.