Время новостей
     N°112, 24 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2003
Пей, сынок, томатный сок...
Производители ищут дорогу к «утреннему столу» россиян
В Москве впервые проходит ассамблея Международного союза производителей соков (IFU). Зарубежные участники мероприятия полагают, что через три-четыре года российский рынок станет крупнейшим в Европе. В 2002 году, по данным агентства «Бизнес-аналитика», общий объем рынка соковой продукции в России составил 1,48 млрд литров, а его прирост за 2001--2002 годы -- 25%. Около 95% рынка приходится на соки и сокосодержащие напитки российского производства.

«Российский рынок соков является самым динамично развивающимся в Европе. В этом году он увеличится на 15%, тогда как среднеевропейский показатель роста сокового рынка составляет всего 3--5% в год», -- полагает Киис Кулс, председатель консультативного совета IFU. По его мнению, Россия имеет хорошие перспективы экспорта соковой продукции. Причем в странах СНГ, по словам г-на Кулса, Россия практически не имеет конкурентов, поскольку «никто другой так хорошо не знает эти рынки». Однако пока экспорт российских соков, сообщил Валерий Остапец, президент Российского союза производителей соков (РСПС), составляет всего лишь 5%. В основном наша продукция идет в страны СНГ, и только совсем незначительная часть напитков из дикорастущих трав отправляется в дальнее зарубежье.

Представители IFU также заметили, что российское качество соков находится на очень высоком уровне и практически соответствует мировым стандартам. Тони Битти, президент IFU, отметил, что после вступления России в ВТО качество соков должно будет на 100% соответствовать международным стандартам. Однако основные отличия соковых стандартов участники конференции огласить отказались.

Сейчас у российских производителей соков и сокосодержащих напитков одна общая цель -- увеличить утреннее потребление соков. Но это пока только планы. Как будет выглядеть и когда начнется эта пропаганда -- в РСПС пока не говорят. Но уже ясно одно -- скоро у производителей чая и кофе появится серьезный конкурент. Надо отметить, что сейчас уровень потребления соков на душу населения начинает догонять европейские страны. Если в 1999 году среднее потребление соков по стране было 3,7 л на человека в год, то уже за 2002 год увеличилось до 10 л. Это, конечно, меньше, чем в развитых странах. Например, в Германии на одного жителя в год приходится 59 л сока. Однако если выделить столичный сегмент (Москва и Санкт-Петербург), то в нем этот показатель достигает уже 35 л.

Правда, на пути к «утреннему столу россиян» у производителей соков появились препятствия. Собственным сырьем Россия располагает только для яблочного и в незначительной степени -- вишневого и абрикосового соков. Поэтому 80% его импортируется. Высокие таможенные полшины на концентрат серьезно осложняют жизнь производителям напитков. Кроме того, серьезной проблемой становится повышение цен на сахар-сырец. В среднем в себестоимости нектаров и сокосодержащей продукции доля сахара выросла с 5 до 8%. «При этом такая продукция пользуется массовым спросом, так как относится к низкой и среднеценовой нише в отличие от натуральных соков, куда сахар вообще не добавляется, -- говорит Валерий Остапец. -- Повышение цены сока даже на 1% ведет к сокращению рынка на 2,5%».

Объем продаж соковой продукции на внутреннем рынке России
«Вимм-Билль-Данн» 465 млн л 31,4%
«Мултон» 325 млн л 22%
ЭКЗ «Лебедянский» 325 млн л 22%
«НИДАН-Экофрукт» 170 млн л 11,1%
Прочие производители 130 млн л 9,1%
Импорт 65 млн л 4,4%


Источник: Российский союз производителей соков

Екатерина САШЕНКО