|
|
N°116, 01 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Cпасти телекоммуникации -- спасти Россию
Хорошее начало для Венецианского кинофестиваля
В среду во Дворце кино на острове Лидо открылся 57-й Венецианский кинофестиваль. В заключение церемонии был показан фильм «Космические ковбои». Клинт Иствуд, режиссер картины и исполнитель главной роли астронавта Фрэнка Корвина, удостоился «Золотого льва» за достижения всей жизни. Иствуд поблагодарил Шэрон Стоун, вручившую приз, и посвятил своего «Льва» памяти знаменитого итальянского режиссера Серджо Леоне. Если вспомнить, что Leone по-итальянски означает «лев», то можно представить себе, в какой восторг привела итальянцев эта незамысловатая игра слов.
«Космические ковбои» -- логичное продолжение карьеры Иствуда. Его герои всегда были аутсайдерами: безымянный охотник за головами из спагетти-вестернов Серджо Леоне, плюющий на закон инспектор Гарри, отставной ковбой из «Непрощенного». В «Ковбоях» Иствуд без стеснения использовал свою старость и немощь как знак отверженности: четверо престарелых астронавтов, некогда не полетевших в космос из-за происков недоброжелателей, призваны НАСА для выполнения секретного задания. Российский телекоммуникационный спутник падает на Землю. «Крах системы телекоммуникаций может привести Россию к гражданской войне», -- патетически восклицает русский генерал (Раде Сербеджия) и молит о помощи, позабыв уточнить, что на борту спутника спрятаны несколько ядерных ракет (боюсь, что подобные сюжеты еще долго будут внушать мрачное веселье российским зрителям). Сломавшаяся система управления была 30 лет назад украдена у американцев, а разрабатывал ее не кто иной, как Клинт Иствуд, так что без него, понятное дело, не обойтись. В компании с тремя товарищами (Томми Ли Джонс, Дональд Сазерленд, Джеймс Марвин) от отправляется в космос, чтобы наконец выяснить, какая она все-таки красивая, наша Земля.
Иствуда чествовали в Венеции как тонкого критика голливудской системы, который подрывает ее изнутри. Это не совсем верно. Иствуд, конечно же, плоть от плоти Голливуда и работает в рамках уже сложившихся киномифов. Но в своей последовательности и размахе он не знает удержу. Посмотрите на его клетчатые пиджачки с поддетой шерстяной жилеткой, послушайте трескучие диалоги его фильмов (-- Мы не дадим вам уйти отсюда. -- Кто это «мы», сосунок? -- Смит, Вессон и я!). Они настолько фактурны и выразительны, что прорывают ткань жанра и напрямую обращаются к будущим ностальгически настроенным киноманам, которые и через пятьдесят лет пойдут в видеопрокат за кассетой, чтобы умилиться золотому веку невинности и чистоты. Но в том-то и дело, что «Космические ковбои» способны подарить это ощущение уже сейчас -- на современном материале, с потрясающе красивыми кадрами медленных, но неотвратимых космических столкновений и горящего «Шаттла», с добротными шутками и гэгами.
Венецианская публика оценила подарок и во время просмотра тихо похрюкивала от удовольствия.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция