|
|
N°111, 23 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркмению Путин взял на себя
В Ашхабаде ему благодарны за это
Заявление на «туркменскую» тему, сделанное Владимиром Путиным во время пресс-конференции, было первым с тех пор, как 10 апреля в Москве президенты России и Туркмении решили прекратить действие соглашения о двойном гражданстве между двумя странами. И впервые же г-н Путин лично рассказал, в чем суть этого решения. В соответствии с ним впредь двойное гражданство предоставляться не будет, но те, кто его уже получил, смогут сохранить два паспорта.
По словам Путина, он «по этому вопросу в последнее время дважды (9 и 20 июня. -- Ред.) разговаривал с президентом Туркменистана». Видимо, с первого раза г-н Ниязов объяснений не понял. Потребовалось принятие Думой 20 июня беспрецедентным большинством, 411 против двух, чрезвычайно жесткого заявления в адрес Ашхабада, чтобы в тот же день «вождь всех туркмен» дозвонился до Кремля и заверил его хозяина, что «в Туркмении не будет предприниматься никаких действий, направленных на ухудшение положения граждан России». Примечательно, однако, что, рассказывая об этом, Владимир Путин ни словом не обмолвился про думский вердикт. Более того, президент упрекнул неких безымянных политиков в том, что «они используют эту тему для популяризации самих себя, для самораскрутки, особенно в период предвыборной кампании в России».
В Ашхабаде решили, видимо, что российский президент отмежевался тем самым от обвинений Госдумы, и не преминули воспользоваться нежданным «подарком». Туркменское телевидение с фирменным профилем «вождя» в углу экрана множество раз уже прокрутило этот пассаж из путинской пресс-конференции. Можно, конечно, предположить, что российский лидер сыграл с Ниязовым в игру со «злым и добрым следователем», отведя «злую» роль депутатам. Но в Ашхабаде такие игры не понимают, там либо «добрые», либо «лжецы, распространяющие гнусные измышления», как вполне по-«старосоветски» уже заклеймил туркменский МИД инициатора рассмотрения в Думе «туркменского» вопроса, председателя комитета по иностранным делам Дмитрия Рогозина.
В итоге теперь президент России взял на себя всю ответственность за дальнейшее развитие событий, касающихся соотечественников в Туркмении. Ну что ж, может быть, оно и хорошо -- Дума уходит до осени на каникулы, а Кремль, надо думать, будет внимательно следить, как выполняет Туркменбаши свои обещания.
А работать тут есть над чем. Газета «Время новостей» получила самые свежие новости о том, что происходит в Туркмении уже после недавнего телефонного разговора двух президентов. У российского посольства в пятницу скопилась полуторатысячная очередь обладателей российского паспорта, желающих получить бесплатную российскую визу (что само по себе уже нонсенс -- виза для поездки в свою страну). Люди ночуют у посольства, с утра -- переклички, вокруг снуют сотрудники туркменской нацбезопасности. Но, чтобы выехать, лицу с двойным гражданством требуется еще и выездная туркменская виза. Чтобы попасть в список на сдачу соответствующих документов, приходится занимать очередь в четыре утра, ходить на переклички три-четыре дня, а потом месяц ждать ответа -- как правило, отрицательного. Из группы студентов в 90 человек, пытавшихся в эти дни выехать в Россию, где они учатся, на летнюю сессию, разрешение получили только трое. Объяснений у заветного окошка в МИДе никаких: «Вам отказано, следующий».
В Туркменбаши (бывшем Красноводске) нарастает антироссийская истерия. По распоряжению министерства образования на русских школах заменяются вывески, теперь они только на английском и туркменском. Эти школы получили бланки аттестатов о девятилетнем образовании на туркменском и английском языках, но, чтобы их грамотно заполнить на английском, нет специалистов. Родители возмущены, ведь они планировали отправить детей доучиваться в Россию. В ближайшие дни из туркменского управления гражданской авиации собираются уволиться 20 человек, из них девять командиров и вторых пилотов, сертифицированных управлять «Боингами-737, 757». В строю останется всего четыре командира. В Туркмению теперь, как рекомендует Дума, отправляться небезопасно еще и по этой причине.
Аркадий ДУБНОВ