|
|
N°111, 23 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ирак стал проверкой на зрелость российско-британских отношений»
Об особенностях начинающегося сегодня государственного визита президента Путина в Великобританию обозревателю газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказывает посол России в Лондоне Григорий КАРАСИН.
-- Этот первый после 1844 года государственный визит российского лидера в Великобританию. А за 159 лет многое накопилось. Наши отношения с Великобританией всегда активно развивались. Были, конечно, периоды холодной враждебности, даже противостояния, но мир выигрывал именно тогда, когда мы объединяли усилия и были союзниками. Сейчас оба государства намерены открыть новую главу в отношениях. Эта работа уже началась. То, как общаются два наших лидера в последние годы, свидетельствует, что мы можем и должны решать многие вопросы вместе.
-- Чем отличается государственный визит от рабочего или официального?
-- Государственный визит в Великобританию осуществляется по приглашению монарха. Причем королева во время своего правления может только один раз пригласить с госвизитом главу другого государства. Лондон на четыре дня превратится в центр российской активности. В прошлом году товарооборот между нашими странами вырос на 10% по сравнению с предыдущим, составив порядка 3,3 млрд фунтов стерлингов (около 5 млрд долл.). Растут инвестиции. Англичане, например, энергично входят в проекты на Сахалине. Экономическая составляющая наших отношений довольно быстро нагоняет политическую. У нас есть поводы быть оптимистами. Появляются новые возможности.
-- Великобритания даже выразила заинтересованность в покупке российского газа?
-- Руководство «Газпрома» действительно уже встречалось с англичанами. Хотя надо признать, что и конкурентов много, и англичане осторожны, речь же идет о сотрудничестве на длительную перспективу. Но в целом Лондон заинтересован в диверсификации источников поступления газа.
-- Не сказалась ли негативно на отношениях с Великобританией антивоенная позиция России по Ираку?
-- Важно, что за последние годы мы научились думать с англичанами не только над теми проблемами, где наши позиции сходятся, но и над теми, где наши взгляды порой не совпадают. Ситуация вокруг Ирака была проверкой на зрелость и прочность наших отношений. Думаю, мы вместе вышли из нее победителями. Настоящее партнерство подразумевает не вечное поддакивание с одной или с другой стороны, а честное и прямое обсуждение позиций с учетом международных обстоятельств и логики международного права. История с Ираком -- хороший урок политической полемики.
-- И даже нет ощущения, что позиция России вызвала некий осадок у англичан? Кое у кого из американцев такой осадок явно появился.
-- Я не буду сравнивать национальную специфику англичан и американцев, различия есть. Англичане -- более чувствительно думающие люди. Умеющие делать выводы. Мы сейчас вместе конструктивно работаем, в том числе по Ираку. Это необходимо для решения таких долгосрочных задач, как борьба с международным терроризмом, например. Только объединив усилия, мы можем реально перебороть те опасные тенденции, которые подтвердились недавними взрывами в Саудовской Аравии, Марокко, Израиле и российской Чечне.
-- Разве у нас нет никаких вопросов к англичанам по поводу Чечни в контексте борьбы с международным терроризмом?
-- Вопросы есть. У нас вообще нелегкая история взаимоотношений с государствами Западной Европы по поводу терроризма в Чечне. Нам приходилось доказывать, что мы боремся с проявлениями международного терроризма. Только теперь, когда методы взрывников-самоубийц, а то и время террористических актов стали совпадать в разных регионах мира, европейцы осознали, что речь об одном и том же, о международном терроризме. Англичане впервые за десятилетия столкнулись с ситуацией, когда бомбисты-самоубийцы стали действовать с их территории: два человека с британским подданством подорвали себя и прохожих в прошлом месяце в Израиле.
-- А какие у нас есть к англичанам претензии по поводу Чечни?
-- 6 декабря в аэропорту Великобритании был арестован, а потом выпущен под подписку о невыезде Ахмед Закаев. Продолжается судебный процесс при участии генпрокуратур России и Великобритании. Наши интересы представляет британский прокурор, действующий на основании предоставленных Россией документов. Он считает, что документы подготовлены добросовестно и серьезно. Так всегда: все дела по выдаче по запросу иностранных государств ведет британский прокурор, оплачиваемый британской казной. От противной стороны выступают британские адвокаты. В фокусе обсуждения, и это главное, не политика, а конкретные преступления конкретного человека. Спрятать уголовные деяния за общими политическими рассуждениями -- в этом цель защиты Ахмеда Закаева. Мы надеемся на британское правосудие, на справедливый и реалистичный подход. В самой Чечне подвижки есть, особенно после проведенного референдума, когда стало понятно: подавляющее большинство населения республики стремится к мирной жизни, а те, кто взрывает и убивает, фактически борются против собственного народа. В Англии, кстати, принят специальный закон по борьбе с терроризмом, под который попали многие экстремистские исламистские организации.
-- Проблема с находящимся в Великобритании Березовским для нас стоит так же остро?
-- Это тот же вопрос, что и с Закаевым. Документы, переданные в связи с совершением этим гражданином уголовных преступлений, сейчас рассматриваются прокуратурой Великобритании. Все идет по плану, начиная с 24 марта, когда Березовского задержали, отобрали у него документы и взяли подписку о невыезде.
Беседовала Елена СУПОНИНА