|
|
N°111, 23 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без каверзных вопросов
Владимир Путин подтвердил свою преданность Конституции
Самый главный вывод, который можно сделать по итогам пятничной пресс-конференции Владимира Путина, -- ситуация в стране действительно стабильна. Все попытки журналистов задать каверзный вопрос главе государства (кстати, он их к этому подстрекал сам) оказались тщетными. Такого вопроса в итоге не нашлось.
И совсем не потому, что действо, в котором принимал участие один президент и порядка 750 журналистов, было слишком заорганизованно. Напротив, где-то в середине пресс-конференции президент решил нарушить «монополию» своего пресс-секретаря Алексея Громова и начал сам выбирать из тех, кто хотел задать ему вопрос. При этом он пару раз специально отказывался спрашивать тех, на кого ему указывали, а выбирал людей новых, пресс-службе незнакомых.
Самым же острым оказался вопрос «кадровый». Президента спросили о том, почему люди, провалившие работу на одном участке, перебрасываются на другой. Это что, дефицит управленческих кадров? Спрашивавший имел в виду бывшего губернатора Санкт-Петербурга, а ныне вице-премьера Владимира Яковлева. И единственный раз за всю пресс-конференцию президент помедлил с ответом.
«Вы меня поставили в сложное положение, -- сказал он. -- Знаете, у немцев есть такой хороший ответ: «Я», как известно, «да», «найн» -- «нет». Они говорят: «яйн» -- и «да», и «нет».»
По словам президента, он знает только один такой пример, но «не хотел сейчас его озвучивать». «Человек сначала работал на одном участке, его перевели на другой, не связанный с тем, где у него возникли проблемы», -- пояснил президент, и стало понятно, что он имеет в виду Евгения Наздратенко.
На более общие вопросы президент отвечал куда более развернуто и конкретно. И хотя ничего особенно нового не прозвучало, ответы Владимира Путина еще раз подтвердили, что обозначенный им политический и экономический курс будет продолжен. Никаких глобальных перемен, а тем более связанных с изменением Конституции, президент начинать не намерен, «потому что сам процесс начала изменения Конституции -- это уже какой-то элемент дестабилизации». Тема стабильности вообще прошла красной нитью через все три часа пресс-конференции. Именно с этой позиции Владимир Путин комментировал возможные новации.
Россия должна оставаться президентской республикой. Правительство должно формироваться так же, как и сейчас. Оно, конечно, «должно опираться на парламентское большинство», но «в этом большой новизны нет», отметил президент. И затем, похоже, закрыл тему парламентского правительства: «Глава правительства должен быть утвержден Государственной думой. А это невозможно сделать, если кандидат в премьеры не наберет соответствующего большинства».
Продолжительность президентского срока Владимир Путин также менять не намерен. Потому что это потребует изменения Конституции, а «это хуже, гораздо хуже, чем четырехлетний срок».
Также с большим сомнением президент относится к планам укрупнения регионов: «Так сложилось и так в Конституции записано: у нас 89 регионов». В то же время «некоторые регионы сейчас обсуждают возможность» объединения. И некоторые проекты президент готов поддержать, но у власти «нет цели бесконтрольного объединения только во имя объединения, это должно быть понятно».
Правда, стабильность, с точки зрения президента, нужна главным образом в политике. В экономике нужен рост. Владимир Путин в очередной раз подтвердил, что удвоение ВВП за десять лет, о необходимости которого он говорил в послании к Федеральному Собранию, остается одной из главных экономических целей. При этом, правда, президент дал понять, что постановка таких целей - в своем роде провокативна, и используется в качестве лекарства от застоя: «Надо ставить задачи серьезные, большие, тогда, может быть, мы хоть немножко двинемся вперед».
м
Иван ГОРДЕЕВ