|
|
N°111, 23 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на войну с Ираном
США не верят в тегеранский мирный атом
Россия и США на сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), закончившейся в конце прошлой недели в Вене, разошлись в оценке результатов рассмотрения иранского «ядерного досье». Если Москва одобрила «умеренный» подход МАГАТЭ к Тегерану, позволяющий ему самому устранить подозрения мирового сообщества относительно стремления Ирана заполучить ядерное оружие, то Вашингтон продолжает оказывать жесткое давление на иранских руководителей.
«Американское руководство оставляет за собой право предпринять военные действия против Ирана в связи с ядерной программой этой страны», -- заявил на днях в Лондоне старший заместитель госсекретаря США Джон Болтон, отвечающий за контроль над вооружениями. Впрочем, добавил он, сейчас Вашингтон «далек» от принятия этого решения. Силовое вмешательство, по словам г-на Болтона, -- последний способ решения проблемы, но он должен рассматриваться как «один из вариантов».
Американцы уже не раз прямо указывали на возможность военного удара по Ирану, но высказывание г-на Болтона представляет особый интерес, поскольку Вашингтон его устами фактически повторяет: Белый Дом не верит в обещания Тегерана раскрыть свои «ядерные карты». Действительно, иранские представители, выступая на заседании в Вене, ограничились лишь заверениями в отсутствии военного компонента в своих ядерных исследованиях и только пообещали рассмотреть вопрос о подписании дополнительного протокола с МАГАТЭ, который бы обязал Тегеран допустить инспекторов агентства на все без исключения ядерные объекты страны. Ни сроков подписания протокола, ни того, будет ли он настолько всеобъемлющ, как требует МАГАТЭ, иранцы не гарантировали. Как заметил газете «Время новостей» директор российского Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров, иранское руководство хочет взять тайм-аут для изучения обстановки и стремится избежать впечатления, что оно идет на уступки под давлением США.
Между тем два дня назад председатель иранской Организации по атомной энергии Голямреза Ага-заде уже заявил, что Тегеран не позволит инспекторам МАГАТЭ взять экологические пробы на одном из своих предприятий. «У нас нет опасений по поводу результатов проб, но мы уже говорили МАГАТЭ, что этот объект не является ядерным», -- сказал г-н Ага-заде, упреждая вероятность того, что «завтра будут названы десять новых объектов» для инспекций. Такая позиция выглядит странной с точки зрения заявленного Ираном стремления к «открытости» своей ядерной программы.
Президент России Владимир Путин, если судить по данному им позавчера интервью Би-би-си, доверяет президенту Ирана Хатами, который обещал ему в телефонном разговоре поставить под контроль все иранские ядерные программы. Что же касается попыток «выдавливания российских компаний с иранского рынка, используя тематику распространения ядерного оружия», то Россия «будет возражать против этого», заявил г-н Путин. Угрозы же г-на Болтона в адрес Тегерана российский президент в интервью Би-би-си комментировать отказался.
Аркадий ДУБНОВ