|
|
N°115, 27 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американцы увязли в Ираке
Вчера возле багдадского международного аэропорта на фугасе подорвался американский джип, двое пехотинцев погибли, есть раненые. Ответственность взяла таинственная организация «Моджахеды победоносной силы». Вчера же прогремел взрыв на нефтепроводе в 150 км к северу от Багдада. Это шестой подобный случай за последние две недели. Американские сенаторы, только что посетившие Ирак с инспекцией, подвергли критике президента Буша. «Война в Ираке еще идет», -- подчеркнул республиканец Ричард Лугар. Демократ Джозеф Байден заявил, что американские власти не подготовлены к послевоенному пребыванию в Ираке. Оба предрекли американскому бюджету миллиардные расходы в связи с Ираком.
Так что происходит в Ираке? Организованное сопротивление? Партизанская война? Вряд ли можно дать четкий ответ. Напомним, что 40-тысячная иракская республиканская гвардия, одно из самых преданных президенту Саддаму Хусейну подразделений, так и не оказала серьезного сопротивления войскам антииракской коалиции. Растворилась, как говорят арабы, будто кристалл соли.
Однако спорадическое вооруженное сопротивление, которое встречают войска коалиции, показывает, что не все в постсаддамовском иракском обществе готовы принять иностранное военное присутствие. Некоторые иракцы уже говорят, что раньше, при Саддаме, был порядок. Пусть основанный на крови и страданиях, но порядок. А сейчас в стране полная анархия. Через два месяца после официального окончания войны вполне можно говорить о возможности повторения афганского сценария в Ираке.
В Афганистане многие годы продолжается гражданская война, которая полностью развалила инфраструктуру страны. За 20 лет инфраструктура Ирака так же разрушена международными санкциями и тремя войнами. Афганистан и при королевской власти, и при коммунистическом режиме был достаточно светским, по исламским меркам, государством. Иракцы тоже не очень-то придерживаются заповедей ислама.
Но после свержения коммунистического режима Афганистан превратился едва ли не в самую «правоверную» и в то же время одну из наиболее отсталых в социальном и экономическом плане стран мира, чья экономика зависит от производства и сбыта наркотиков. Заметно, что в Ираке тоже усилилась исламизация, особенно на юге страны, где проживает шиитское большинство. Оккупационным властям придется приложить серьезные усилия, чтобы не дать возникнуть еще одному исламскому государству. Иначе действительно появится «исламская дуга», включающая в себя Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан (а он обладает ядерным оружием), причем у южных рубежей СНГ.
Американцы не теряют надежды превратить Ирак в демократическое государство. По крайней мере такие заявления делают представители американской администрации. Но они не вполне осознают, что американская модель демократии не совсем подходит сегодняшнему Ираку. (Если эта модель вообще подходит какому-либо государству, кроме самих США.) Дело в том, что за исключением, пожалуй, Ливана в арабском мире нет демократических государств. Деспотическая природа арабских режимов имеет свои основания, и религия здесь занимает далеко не последнее место.
Ситуация в Ираке осложняется еще и тем, что за это время в Багдаде сменилось американское руководство -- вместо генерала Джея Гарнера пришел гражданский борец с терроризмом Пол Бремер. Как видно, в США не вполне понимают, что делать с непослушным Ираком. При этом далеко не все жители страны продолжают боевые действия против сил коалиции. Есть и такие, которые участвуют в мирных демонстрациях против иностранного военного присутствия.
Сбросить с пьедестала памятник Саддаму под восторженные крики толпы, многие из которой еще за день до этого клялись в верности «президенту-вождю», оказалось легко. Гораздо сложнее сделать так, чтобы каждый житель Ирака навсегда распрощался со своим «внутренним саддамом», который прочно сидит в сознании как одно из последствий многолетнего правления «необходимого лидера».
Михаил АЛАНДАРЕНКО, специалист по Ближнему Востоку, арабист