|
|
N°110, 20 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стоп-добыча
Новые налоги на газ могут угробить отрасль
На долю России в настоящее время приходится треть мировых запасов газа. При этом наша страна обеспечивает 26% текущей мировой добычи этого вида топлива, что по понятным причинам является одним из важнейших российских геополитических ресурсов. К сожалению, сегодня мало кто задумывается над тем, что таковой ресурс находится под угрозой.
Так, согласно прогнозам EIA, BP, МЭА, мировое потребление газа не только не уменьшится, но и возрастет примерно в два раза против текущих почти 2 трлн кубометров в год. Это с одной стороны. С другой -- наращивать добычу газа в России становится все труднее. Причины тут многочисленны (низкий уровень внутренних цен на газ, высокая степень зарегулированности отрасли со стороны государства, объективное ухудшение качества запасов, связанное с истощением месторождений «легкого» сеноманского газа, смещение газодобычи в отдаленные северные регионы, где отсутствует необходимая инфраструктура, а природно-климатические условия крайне суровы), и они могут составить предмет специального обсуждения. Но дело в данном случае в другом. В том, что если Россия не примет адекватных мер, то ее доля в мировой добыче газа сократится. Причем произойдет это за счет роста доли в мировом производстве газа стран Северной Африки, Ближнего Востока, каспийского региона. Иначе говоря, сохранение роли России на мировых рынках газа -- это одна из приоритетных политических и внешнеэкономических целей именно сегодняшнего дня.
Вместе с тем проект Энергетической стратегии России на период до 2020 года определяет перспективные потребности страны в газе на уровне всего лишь 680--730 млрд кубометров в год, хотя России наверняка потребуется гораздо больше. Причем не только для сохранения геополитического ресурса, но и для обеспечения потребностей растущей национальной экономики. Известно, что президент Владимир Путин поставил задачу удвоения российского ВВП к 2010 году. А это потребует наращивания потребления газа в стране минимум на 3,5% в год. Иначе говоря, российские потребности в газе с учетом экспортных обязательств уже к 2010 году превысят 700 млрд кубометров в год.
Усилия, принимаемые в настоящее время «Газпромом», частично снимают проблемы, связанные с наращиванием добычи и сохранением лидирующих позиций России на мировых газовых рынках. Но ни у кого не должно вызывать сомнений, что решение названных проблем возможно только в результате совместных усилий всех отечественных газодобывающих компаний.
Сегодня российская газодобыча представлена «Газпромом», который обеспечивает подавляющую часть производства газа, и сектором независимых газодобывающих компаний. На последние приходится 30% всех лицензий на разработку газовых запасов России и около 13% общего производства газа в стране, или 78 млрд кубометров по итогам 2002 года (включая попутный газ нефтяников). Запасы газа независимых газодобывающих компаний оцениваются в 4,5 трлн кубометров. Для сравнения -- запасы крупнейшего в России газового месторождения «Штокмановское» составляют 3,2 трлн кубометров, а суммарные запасы всех стран Западной Европы -- около 4 трлн кубометров, включая основные газодобывающие страны региона -- Норвегию и Великобританию. Иными словами, независимые производители газа обладают огромными потенциальными возможностями для наращивания добычи газа. Уже к 2008--2010 годам независимые производители газа совместно с нефтяными компаниями России могли бы обеспечить суммарную добычу газа на уровне 200 млрд кубометров в год. Согласно производственным планам независимых газодобывающих компаний, их суммарная добыча к 2005 году составит около 60 млрд кубометров.
Нужны ли нам эти миллиарды кубов? Безусловно! Однако создается впечатление, что некоторые властные структуры не видят этого очевидного факта. Представленный в Государственную думу на первое чтение законопроект «О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26(2), 26(3) Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривал отмену акциза на добычу газа и замену его налогом на добычу природных ископаемых (НДПИ) в размере 193 руб. за 1000 кубометров.
В дальнейшем правительство пересмотрело первоначально предлагаемую ставку НДПИ, снизив ее до 107 руб. Однако расчеты показывают, что при такой ставке рентабельность реализации действующих и перспективных газодобывающих проектов по производству сухого отбензиненного газа, или газа сепарации (производится из так называемого «жирного» газа посредством выделения из него жидких фракций) будет не то что нулевой, а отрицательной величиной. Например, по группе компаний -- членов Союза независимых производителей газа эта величина будет находиться где-то на уровне минус 20--25%.
Вместе с тем по мере истощения запасов «легкого» природного газа, который не содержит жидких примесей, газ сепарации занимает все большее место в газовом балансе страны. Сегодня на «жирный» газ приходится подавляющая часть запасов именно независимых производителей газа. А что такое его добыча и обработка? Это большие глубины залегания, сложнейшая литология пород, аномально высокое давление и температура, а следовательно -- более дорогостоящие технологии добычи и подготовки к транспортированию. Удельные затраты на производство сухого отбензиненного газа могут в разы превышать аналогичные затраты на извлечение газа, не содержащего жидких примесей. Отсюда и отрицательная рентабельность добычи у независимых производителей газа при предлагаемой правительством ставке НДПИ в 107 руб. за 1000 кубометров.
Представляется совершенно очевидным, что ставка НДПИ не должна быть унифицированной по отношению ко всем российским газодобывающим компаниям. Так, в настоящее время в целях недопущения конкуренции между различными российскими газодобывающими компаниями на европейском рынке и снижения экспортных цен только «Газпром» имеет право на экспорт газа в страны дальнего зарубежья и потому имеет возможность компенсировать убытки от продаж газа на внутреннем рынке за счет более высоких экспортных цен. Независимые же компании такой возможности лишены. Хотя именно на них возлагаются надежды на наращивание поставок газа на внутренний рынок. Так как же они его будут поставлять? Себе в убыток? В рыночной экономике так не бывает.
Короче говоря, вывод получается плачевный. Если парламент примет такую ставку НДПИ, предложенную правительством, то существование независимой добычи газа в России -- а это миллиарды кубов -- окажется под прямой угрозой исчезновения. И разрешить ситуацию можно только посредством снижения ставки НДПИ для независимых газодобывающих компаний.
Алексей ЧЕРНОВ