|
|
N°110, 20 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сухой» перевооружается по-западному
АВПК «Сухой» рассматривает возможность замены ключевых компонентов истребителей Су, в том числе вооружений, иностранными аналогами. На проходящем во Франции международном авиасалоне «Ле-Бурже-2003» генеральный директор АВПК Михаил Погосян подписал с несколькими профильными западными фирмами протоколы об исследовании возможности интеграции их изделий в отечественные боевые машины. Эти документы носят самый предварительный характер, однако в случае их реализации экспортные варианты Су будут ориентироваться и стрелять при помощи импортных систем. Продавать такие самолеты станет легче, но зависимость оружейного бизнеса «Сухого» от западных партнеров усилится. Собственно, в этом и состоит двоякая сущность международной интеграции.
Предварительное соглашение о сотрудничестве было подписано 17 июля между «Сухим», Европейским авиационным и оборонительным агентством (EADS) и объединяющей несколько европейских стран ракетной фирмой MBDA. Глава MBDA Марван Лахуд так описал смысл соглашения: «Идея в том, чтобы посмотреть, как системы, изготовляемые EADS, могут быть использованы для модернизации очень хорошего самолета, изготовляемого «Сухим». Мы можем также рассмотреть возможность оснащение самолета Су некоторыми ракетами MBDA». Как стало известно из неофициальных источников на салоне, речь в первую очередь идет о выпускаемых во Франции ракетах Mica класса «воздух--воздух». Как потенциальный покупатель рассматривается Индия, которая может вооружить этими ракетами самолеты Су-30МКИ, изготовляемые для нее в России.
Источник в делегации АВПК на салоне подчеркнул корреспонденту газеты «Время новостей», что возможность сотрудничества с EADS, MBDA или иными иностранными фирмами в модернизации самолетов для российских ВВС не рассматривается, так как в соответствии с действующим законом все вооружение нашей армии должно состоять исключительно из отечественных компонентов.
18 июня «Сухой» стал подписантом многосторонних протоколов о намерениях с двумя французскими фирмами, специализирующимися на авионике. Один из них помимо АВПК подписали компания Thales и «Рособоронэкспорт». Второй -- с фирмой SAGEM SA -- тот же «Рособоронэкспорт» и российский радиоэлектронный холдинг «Технокомплекс». Протоколы предусматривают сотрудничество в модернизации ранее проданных за рубеж самолетов семейства Су-27, развитие совместных зарубежных сервисных центров и, что самое важное, партнерство в разработке новых самолетов. Правда, это последнее обтекаемо сформулированное положение на практике может относиться только к созданию истребителя пятого поколения -- вопросу исключительно технической, финансовой, а в случае с международным сотрудничеством -- еще и политической сложности.
Что же касается модернизации уже поставленных за рубеж Су, то здесь, как объяснили корреспонденту газеты «Время новостей» источники в АВПК «Сухой», в виду имеется прежде всего все тот же Су-30МКИ, состоящий на вооружении Индии.
Сегодня в Ле-Бурже ожидается подписание протокола о намерениях между АВПК и французской авиастроительной фирмой Dassault Aviation. У компаний, прямо конкурирующих в области военной авиации, может быть только один общий интерес -- истребитель пятого поколения. Однако обе стороны категорически отказались до подписания комментировать газете «Время новостей» содержание готовящегося документа.
Генеральный директор АВПК «Сухой» Михаил ПОГОСЯН дал в Ле-Бурже интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Михаилу КУКУШКИНУ.
-- Михаил Асланович, каким образом опыт недавних боевых действий в Ираке повлиял на коммерческие перспективы самолетов Су на зарубежных рынках?
-- Думаю, что опыт иракской войны показал высокую эффективность авиации не только как средства обеспечения господства в воздухе, но и как средства нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.
-- В этом смысле иракская авиация, оснащенная, в частности, и советскими самолетами, никак себя не проявила...
-- Да, не проявила, потому что она не оснащена современной авиационной техникой. А Америка показала высокую эффективность авиации для решения задач на земле. И это еще раз повысило актуальность продвижения на рынок авиационных комплексов, способных решать эти задачи. А модернизированные самолеты «Сухого» сегодня как раз являются многофункциональными, они решают задачи поражения как воздушных, так и наземных целей. Я считаю, что события в Ираке только подтвердили потребность рынка в военных машинах класса, который мы предлагаем.
-- Вы уже почувствовали повышение покупательского интереса к продукции АВПК?
-- Спрос на такого рода технику не носит эпизодического характера. Общая тенденция меняется, я считаю, в благоприятную для нас сторону. Люди, которые хотят иметь реальную защиту, должны иметь высокоэффективную авиационную технику. И те продукты, которые мы предлагаем на рынке, дают возможность обеспечить такую защиту.
Беседовал Михаил КУКУШКИН