|
|
N°41, 07 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Консерваторы в боевом облачении
Эдмунд Штойбер готов стать германским Джорджем Бушем
«Пора надеть боевое облачение!». Этот индейский клич, обращенный к немецкой правой оппозиции, стал лейтмотивом программного выступления премьера Баварии и главы «Христианско-социального союза» (ХСС) Эдмунда Штойбера на съезде партии в городе Пассау. Один из самых правых политиков Германии готов дать бой «красно-зеленому» правительству канцлера Шредера и объявил о намерении бороться за пост канцлера на выборах в следующем году.
Последние годы стали для коалиции ХДС/ХСС, которая бессменно управляла страной на протяжении 16 лет, тяжелейшим испытанием. После поражения «канцлера единства» Гельмута Коля на выборах 1998 года последовал еще более тяжелый удар -- в конце 1999-го разразился трескучий скандал из-за незаконного финансирования ХДС. Коля вынудили уйти с поста лидера партии и подвергли обструкции, ХДС оказался в глубочайшем кризисе. Авторитета нового руководителя -- выходца из восточных земель Ангелы Меркель -- явно не хватало для того, чтобы придать партии новый импульс. А именно этого хочет добиться Эдмунд Штойбер. Тем более что дело о незаконном финансировании сошло на нет.
В Пассау баварский премьер говорил почти три часа. Досталось всем. Канцлеру Шредеру вменили в вину эпидемию коровьего бешенства, ударившую по Баварии больше, чем по другим землям. «К крестьянам у канцлера отношение такое: кто не голосует за Герхарда Шредера, на того ему и наплевать». (Крестьяне -- традиционная опора консерваторов.) О министре иностранных дел Фишере: «Вчера -- насильник, сегодня -- демократ, что-то он преподнесет нам завтра?».
При этом стены пивного зала, где проходило собрание, украшали плакаты: «Только ХСС может спасти Германию», а во время пауз, вызванных бурными аплодисментами, столы скандировали: «2002 -- Штойбер в кресло канцлера -- Шредер на пенсию», «Эди, ты нужен Берлину» или попросту «Канцлер Штойбер». На одном из плакатов почему-то по-английски значилось: Stoiber for president. Главную фразу своей 60-страничной речи Штойберу не удалось произнести до конца. Как только он ее начал: «Когда в 2002 году канцлер уйдет на пенсию...», зал взорвался овациями.
Сегодня более 60% немцев считает, что «красно-зеленые» «в целом делают свое дело скорее хорошо» и только 30% явно недовольны федеральным правительством. Однако аналитики отмечают рост симпатий к консервативным идеям. Что и намерен использовать Штойбер, который в опросах о будущем кандидате в канцлеры от ХДС/ХСС на 1% опережает умеренную Ангелу Меркель. Правда, у Штойбера есть большая проблема -- ему не слишком доверяют «капитаны» германской экономики. По опросу газеты деловых кругов Handelsblatt, две трети предпринимателей не хотели бы видеть Штойбера канцлером.
По убеждениям дважды дипломированный юрист Штойбер -- классический консерватор. Он не является безоговорочным сторонником идеи европейского единения и расширения ЕС на Восток. Известна его непримиримая позиция в отношении иностранцев: Германия должна прекратить прием, создав больше условий для интеграции тех, кто там уже проживает. Даже в самые горячие моменты чеченских войн Штойбер считал кавказские конфликты внутренним делом России, а в разгар косовской кампании отправился в Москву, чтобы попытаться стать посредником между Россией и НАТО.
Декларация о намерениях Штойбера примечательна еще и тем, что правое контрнаступление в Германии разворачивается на фоне изменений за океаном, где после 8 лет господства демократов к власти вместе с Бушем пришли политики «рейгановской» закваски. Теперь политические наблюдатели гадают, возможна ли новая «правая волна» и в Европе, где на сегодняшний день социалисты доминируют в большинстве ключевых государств.
Юрий ШПАКОВ, Берлин