|
|
N°110, 20 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вирусы и чудовища
Вокалист Depeche Mode и Massive Attack -- встретились на московской сцене
Иностранные артисты теперь уже не просто часто выступают в Москве, а даже и пересекаются на одной концертной площадке. Под совместное выступление родоначальников трип-хопа Massive Attack и вокалиста группы Depeche Mode Дейва Гэана в «Олимпийском» был собран небольшой фестиваль -- с участием вышеозначенных англичан и трех отечественных коллективов. На одну сцену с «голосом Depeche Mode» (как заявляли Дейва афиши, выполненные в неброском стиле «посетите колхозный рынок») не побоялись выйти московская клубная группа «Дети Пикассо» и белорусский коллектив «Руны». Последние не так давно приняли участие в записи белорусского трибьюта Depeche Mode, т.е. их благонадежность и «депешовость» очевидна.
Дэйв Геан оказался втиснутым между «разогревом» и Massive Attack. Его выступление заняло около часа (накануне в Питере -- полтора часа). За это время Дейв со своим аккомпанирующим составом исполнили несколько песен с сольного альбома Paper Monsters («Бумажные чудовища -- страхи, которые преследовали меня всю жизнь», -- говорит артист), а также композиции Depeche Mode. Среди них были совсем старенькие Question Of Time и Never Let Me Down Again, «классика 90-х» в виде Personal Jesus, а также Walking In My Shoes и I Feel You с самого непонятного и полистиличного альбома группы, Songs Of Faith and Devotion. Характерно, что с последнего альбома группы, Exciter, Дейв ничего не взял. Первый «сольник» Гэана, вышедший в начале июня, отличается от Depeche Mode практически всем -- и мелодизмом, и саундом, и энергетикой. Даже густой, «медленный» голос Дейва звучит как будто по-другому. По словам Гэана, ему хотелось сделать альбом «более блюзовым, фолковым». Соответственно, и аккомпанирующий состав у Дэйва -- не «три синтезатора», а практически нормальная рок-группа. Соответственно и «депешовский» материал прозвучал вполне по-рок-н-ролльному, с прямо-таки панковским задором.
«Это место -- зае...сь!» -- по-русски высказался в микрофон барабанщик, когда Дэйва в очередной раз попытались вызвать на бис. Время уже явно поджимало, и сцену начали оперативно готовить к выступлению «второго хедлайнера».
Бристольская группа Massive Attack (некогда трио, теперь дуэт) для некоторых представителей нынешнего поколения 25--30-летних -- это просто «битлы» и «роллинги», ни дать ни взять. Слушая трип-хоп в начале и середине 90-х, многие мои ровесники потом пришли к джазу, современной импровизационной музыке, всяким другим содержательным и интересным вещам, а не просто маргинальным «экспериментам ради экспериментов». Massive Attack, Portishead, некоторые другие коллективы «бристольской волны», хоть золотой век их был относительно недолог, открыли нам уши на «другую музыку»: соул, джаз, этнику, электронику... Поэтому я лично отношусь к Massive Attack очень трепетно. Таких же трепетных набился целый «Олимпийский», что в общем-то удивительно: группа известная, но ведь не Depeche Mode все-таки! Те, кто «остался после Дейва», не пожалели. Концерт Massive Attack был задуман и исполнен настолько классно, что тянет на звание лучшего концерта сезона. Звук был великолепным, играли музыканты, коих было общим числом человек десять -- как написано, шоу сообщало зрителям нужные страхи и опасения. Последний альбом группы называется «Сотое окно» (100th Window), и повествует о тотальной незащищенности современного человека в компьютерном мире. Соответственно, на экране в глубине сцены появлялись всяческие компьютерные коды, интернет-адреса, форумы и бесконечные списки вирусов. А также различная неутешительная статистика -- про войну, экологию и так далее. Причем на русском языке. Бегущей строкой появлялись реалии отечественной жизни в произвольной комбинации: «Ельцин... Афганистан... Грозный... Лимонов». В общем, «свободу Юрию Деточкину». Как бы то ни было, ощущение тревоги было умело создано, причем практически в самом начале концерта, когда музыканты играли материал нового альбома. Когда же дело дошло до старых песен (Karmacoma или Teardrop) и особенно до Unfinished Sympathy -- тут уж, кажется, пробрало всех. Две девушки-вокалистки точно выводили партии, которые на альбомах исполняли такие неслабые певицы, как Лиз Фрейзер (Teardrop) или Шара Нелсон (Unfinished Sympathy). «За себя» выступал лишь регги-певец Хорес Энди, принимавший участие в записи нескольких альбомов группы. Буквально на каждую секунду шоу что-то было придумано (так, клавишник один раз поиграл на доисторическом синтезаторе «Терменвокс») -- при том что основные участники группы появлялись на сцене, мягко говоря, не часто, только чтобы спеть или проречитативить свой кусочек текста. На бис группу вызывали раза два -- концерт, таким образом, закончился часов в 11 вечера. Музыканты сказали, что были счастливы выступить в России, и обещали скоро вернуться.
Александр БЕЛЯЕВ