Время новостей
     N°33, 23 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2001
Новый диалог со Старым Светом
Россия уже почти 30 лет является надежным партнером западноевропейской энергетики. Какова будет ее роль в ближайшие годы и десятилетия перед лицом меняющегося рынка энергии в странах ЕС? Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Юрий Шпаков беседует с вице-председателем Европейской комиссии, комиссаром по вопросам энергии и транспорта Лойолой де Палацио.

-- Первые поставки природного газа из бывшего СССР в Германию и Западную Европу, начавшиеся около трех десятилетий назад, были историческим шагом не только для энергетического сотрудничества, но и для политического сближения между СССР/Россией и ЕС. Как вы сегодня оцениваете Россию в качестве партнера европейского рынка энергии? Существуют ли по-прежнему политические сомнения тридцатилетней давности или они уже окончательно стали достоянием прошлого?

-- Взаимоотношения между ЕС и Россией начали развиваться особенно интенсивно с тех пор, как в 1994 году было подписано и в 1997 году вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Оно получило дальнейшее развитие благодаря договоренностям между ЕС и Россией в области «совместной стратегии» и политике «северного измерения», там, кстати, содержатся и некоторые компоненты взаимодействия в области энергетики. Во время Парижского саммита 30 октября 2000 года Евросоюз и Россия приняли решение о проведении на регулярной основе «энергетического диалога». Энергетический диалог -- это сотрудничество на среднесрочную перспективу, в основе его -- равноправное партнерство сторон, каждая из которых заинтересована развивать более тесные отношения в области энергии. Со стороны Брюсселя ответственным за энергетическое партнерство между ЕС и Россией недавно назначен руководитель Генеральной дирекции энергии и транспорта Франсуа Ламуре. Его партнер с российской стороны -- вице-премьер Виктор Христенко. Эта новая модель сотрудничества будет включать в себя работу над основными направлениями энергетической политики, в которой заинтересованы обе стороны. Такими, например, как эффективность использования энергии, технологии, инвестиции, диалог между производителями и потребителями энергии. Инициатором этой модели был Европейский союз, и она станет частью реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

-- В ближайшие десятилетия зависимость стран ЕС от импортных энергоносителей, очевидно, будет возрастать. Как вы оцениваете роль России в энергоснабжении Старого Света?

-- ЕС выпустил недавно Зеленую книгу «К европейской стратегии надежности энергетического снабжения». Эксперты подробно анализируют там структурный диалог Евросоюза с различными странами-производителями и подчеркивают, что диалог с Россией -- один из важнейших в этом ряду, ориентированный на стратегическое партнерство. Исходя из характера и состояния российской экономики, и в частности энергетической отрасли, руководители России должны быть весьма заинтересованы в улучшении условий для инвестиций со стороны компаний из стран Европейского союза. Мы ожидаем, что Россия примет на себя однозначные обязательства по созданию благоприятного климата для инвесторов. При этом важно отметить, что ключевыми предпосылками для развития энергетического диалога между ЕС и Россией мы считаем реструктуризацию крупнейших национальных монополий, равно как и новый экономический план правительства Российской Федерации.

-- Помимо Зеленой книги, которую вы упомянули, 5 лет назад была издана Белая книга «Энергетическая политика в Европейском союзе», содержащая главные направления развития рынка энергии в Западной Европе до 2020 года. Там рассматриваются четыре возможных сценария: от «преемственности» и «конфронтации» до «свободной конкуренции» и «консенсуса». Какой из них представляется вам сегодня наиболее реалистичным?

-- В основу Белой книги был положен экспертный анализ, сделанный специалистами ЕС в 1994--1995 годах. На его основе предполагалось выработать энергетическую политику, которая была бы устойчивой перед лицом различных тенденций в социальном, экономическом и геополитическом развитии. При этом три сценария -- «Конфронтация», «Свободная конкуренция» и «Консенсус» -- представляли собой не столько реалистичный энергетический прогноз, сколько моделировали развитие событий в случае более или менее существенного изменения тенденций на рынке энергии и в политике. Сценарий «Преемственность», с другой стороны, создавался как проекция в будущее уже существующих тенденций. Можно отметить, что многие из тенденций сценария «Преемственность» продолжают превалировать и сегодня, хотя наряду с этим все больше проявляются и элементы других сценариев -- такие, как глобализация, либерализация энергетического рынка и политика в области изменения климата. Главный элемент сценария «Конфронтация», протекционизм, к счастью, оказался не реализованным. В прошедшие годы в эти сценарии внесены коррективы в выпущенном ЕС в 1999 году анализе «Перспективы европейской энергии до 2020 года».

Беседовал Юрий Шпаков