События, происходившие вчера в Думе, можно считать беспрецедентными в новейшей истории российского парламентаризма. На Охотном ряду впервые прошли слушания в связи с угрожающей ситуацией, сложившейся в одной из стран СНГ. Дума, как и обещал 23 мая председатель ее комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, занялась «туркменским досье». Вопрос был поднят после одностороннего выхода Ашхабада из российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, что привело к панике среди десятков тысяч русскоязычных жителей Туркмении.
Туркменбаши обязал их до 22 июня выбрать одно из двух -- либо остаться подданным его «царства», либо, сохранив российское гражданство, спешно собирать свои пожитки и отбывать на историческую родину. Кроме того, туркменское руководство подозревается в пособничестве транзиту в Россию афганских наркотиков, а также продаже горючего талибам накануне начала антитеррористической операции в Афганистане. Слушания были закрытыми, их проводили три думских комитета -- международный, по делам СНГ и по безопасности.
Открывая их, г-н Рогозин сказал: «Нас настораживает поспешность и резкость, проявленные Ашхабадом при расторжении соглашения о двойном гражданстве, что не только нелегитимно, но и вылилось в «охоту на ведьм» в Туркмении, стремление, закрыв страну, что-то скрыть и замести какие-то следы...» Председатель комитета по СНГ, бывший первый заместитель министра обороны России Андрей Кокошин заметил, что «депутатов заботит положение не только русскоязычных в Туркмении, но и туркмен». Кроме того, он заявил: «Все, что происходит в Туркмении, затрагивает высшие интересы безопасности России. Нас беспокоит и поведение туркменского руководства по ряду внешних вопросов, очевидно связанных с внутренним положением в этой стране».
Для участия в слушаниях по приглашению Думы из Бостона прибыл журналист Леонид Комаровский, гражданин России и США,
проведший 150 дней в туркменской тюрьме по обвинению в подготовке «покушения» на туркменского вождя, из Швеции -- один из лидеров туркменской оппозиции Мурад Эсенов. В Москве в качестве экспертов к ним присоединились несколько бывших членов туркменского правительства, бывший лидер русской общины Туркмении Анатолий Фомин, представитель общества «Мемориал» Виталий Пономарев.
В качестве эксперта пытался выступить и «второй либерал-демократ России» Алексей Митрофанов, известный своей «нежной привязанностью» к Туркменбаши и объявивший недавно после личного знакомства с туркменским вождем, что готовится к написанию телесценария по его «священной книге «Рухнама». Однако в результате голосования думцев ему было предложено остаться в зале в качестве рядового депутата, а значит -- сначала послушать приглашенных. Донельзя обиженный, г-н Митрофанов покинул заседание. Уже после слушаний г-н Рогозин снисходительно заметил, что «после исчезновения Саддама Хусейна Митрофанов ищет другого покровителя» -- вот, мол, он и выбрал Ниязова. А в ответ на подозрения либерал-демократа, что Дума готовится развязать войну с Туркменией, Дмитрий Рогозин лишь усмехнулся: «Да парламенту достаточно лишь нахмурить брови по адресу Туркменбаши...»
Это удалось вполне. По итогам вчерашних слушаний «с голоса», как сказал г-н Кокошин, Думе сегодня будет предложено принять заявление по Туркмении. Оно обещает быть, по его словам, «очень жестким». Во-первых, эта страна будет внесена в список государств, куда гражданам России ездить не рекомендуется, поскольку это небезопасно. Что станет красноречивым «стоп-сигналом» и гражданам других государств, добавил депутат. Во-вторых, если Ашхабад не изменит свою политику, то российскому руководству будет рекомендовано готовиться к принятию санкций в отношении туркменского руководства. Депутаты будут «думать» над точечным характером санкций, чтобы не пострадали простые граждане.
Что касается соучастия туркменского режима в наркотранзите, то один из депутатов сравнил это вчера с «разработкой оружия массового уничтожения». Как заметил г-н Рогозин, даже если это «журналистская метафора», то она весьма точно отражает суть дела. А как нынче поступают с режимами, которых подозревают в обладании ОМУ, объяснять не надо... Когда Леонид Комаровский, ссылаясь на «иракский» опыт своей новой американской родины, сказал, что Россия имеет основания защищать интересы своих граждан всеми доступными методами, включая военную силу, в зале Думы повисло вдруг некое напряжение. Но бывший туркменский зэк тут же его разрядил: «Да в Туркмению даже двух рот не надо посылать, достаточно будет двух злых собак, ротвейлеров подвести к границе, вся армия Туркменбаши тут же и разбежится...»