|
|
N°109, 19 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ТНК будет торговать с колхозниками
На электронной площадке
У нефтяников в очередной раз возникла идея создать биржу нефти и нефтепродуктов. На этот раз она исходит от Тюменской нефтяной компании (ТНК), и если ее удастся реализовать, то биржа начнет работать не ранее чем во второй половине следующего года. Пока же в компании ограничились запуском электронной торговой площадки (ЭТП) по реализации собственных нефтепродуктов. Она, как считают в ТНК, позволит в дальнейшем расширить круг клиентов компании.
Разговоры о создании биржи нефтепродуктов идут постоянно: время от времени с подобной инициативой выступают как частные компании, так и госведомства. Так, в середине декабря прошлого года руководители трех бирж (ММВБ, Национальной товарной и Центральной российской универсальной) заявляли о подписании соглашения о взаимодействии по созданию биржи нефтепродуктов. Тогда планировалось, что в первой половине 2003 года будет проведена маркетинговая кампания по привлечению участников торгов. Но, судя по всему, достаточного количества желающих так и не нашлось. Между тем позавчера МАП заявило, что до конца этой недели представит в правительство концепцию формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов.
А вчера старший вице-президент ТНК Александр Блох сообщил, что до конца года «ТНК и еще две компании найдут понимание по поводу состава участников биржи и сроков ее создания». Правда, назвать компании, с которыми ведутся переговоры, г-н Блох отказался, сообщив при этом, что с момента принятия решения о создании торговой площадки до начала ее работы пройдет шесть -- восемь месяцев.
Впрочем, в самой компании единства мнений по этому поводу нет. Так, уже после презентации ЭТП, во время фуршета другой высокопоставленный менеджер -- руководитель департамента продаж на внутреннем рынке Валерий Немировский заявил, что, по его мнению, биржу в нашей стране создавать все же рано: «слишком непрозрачен рынок». На что г-н Блох возразил, мол, «если такая крупная и уважаемая компания, как ВР, готова инвестировать в нашу страну более 6 млрд долл., значит, с рыночными условиями у нас все в порядке».
Представители ТНК рассказали о начале торгов собственными нефтепродуктами на электронной площадке, разработанной совместно с компаниями ERAM System и Novell. По словам г-на Немировского, подобная система позволит расширить круг оптовых покупателей продукции ТНК. Если раньше минимальный объем заказов составлял не менее 500 тыс. тонн, то теперь этот порог снижен до 60 тыс. Система электронного документооборота, кроме того, значительно упростит оформление заказа. «Колхоз, потребляющий 60 тыс. тонн сырья, сможет закупать у нас товар напрямую», -- говорит менеджер. Правда, пока на долю ЭТП будет приходиться только около 3% от всех сделок на внутреннем рынке. Ежемесячно, сообщил г-н Немировский, компания продает нефтепродуктов на 70 млн долл., соответственно объем сделок на торговой площадке будет составлять порядка 1,5--2 млн долл. Предполагается, что к концу 2005 года объем продаж достигнет 15%. Г-н Блох также отметил, что затраты на создание ЭТП окупятся уже через два года. Он отказался назвать сумму, потраченную на проект, сказав лишь, что «она значительно меньше 500 тыс. долларов».
Денис РЕБРОВ