|
|
N°109, 19 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запретительных пошлин не будет
Михаил Касьянов и Герман Греф дискутируют на экономическом форуме в Санкт-Петербурге
Председатель правительства РФ Михаил Касьянов, выступая вчера на экономическом форуме в Петербурге, неожиданно обрушился на компании, которые требуют для себя необоснованных льгот и преференций в виде заградительных таможенных пошлин. Премьер заявил, что такие требования, как правило, идут рука об руку с неэффективным менеджментом.
По мнению главы кабинета, отечественные предприятия в достаточной степени защищены заниженным обменным курсом валюты, низкими энерготарифами и расходами на оплату труда. Так что требование повысить импортные пошлины свидетельствует, по словам г-на Касьянова, «только о предельной неэффективности управления и отсутствии шансов на выживание этих компаний в нормальных рыночных условиях». Правительство будет оказывать помощь компаниям, страдающим от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных фирм. Однако борцы за заградительный таможенный режим, по мнению г-на Касьянова, «только впустую расходуют ресурсы, мешая пробиться новому эффективному бизнесу». А бизнес, отдельно указал премьер, России нужен всякий -- и крупный, и очень крупный, и малый. Главное -- эффективный.
Премьер высоко оценил политику возглавляемого им кабинета, сказав, что «позитивные экономические результаты последних месяцев только укрепляют нашу уверенность в том, что основные направления преобразований выбраны правильно». А вот глава МЭРТ Герман Греф, выступавший на форуме через три часа после премьера, был настроен не столь оптимистично. В отличие от г-на Касьянова, пообещавшего, что ВВП в 2003 году вырастет не на 4,5, а на 5%, г-н Греф заявил, что прогнозные показатели роста в 4,5--4,6% менять до сентября-октября нет смысла. Правда, согласился, что «диапазон роста» до 5% есть. Различие в оценках перспектив роста ВВП, по всей видимости, связано с пресловутыми девятью барьерами, мешающими развитию российской экономики, которые видит г-н Греф, а г-н Касьянов не замечает. По мнению главы МЭРТ, ускорение и прогресс злокозненно тормозит такой барьер, как «инерция власти», которая пока еще «осталась во многом советской». И столько же советскими, по мнению г-на Грефа, остались сферы «воспроизводства человеческого капитала» и «предоставления государственных услуг», например образование и здравоохранение. Требует развития налоговая реформа: глава МЭРТ полагает, что в среднесрочной перспективе налоговая нагрузка должна быть сокращена на четыре-пять процентных пунктов от ВВП, не менее чем по одному процентному пункту от ВВП ежегодно.
В числе других барьеров, заслоняющих пути к экономическому буму, г-н Греф назвал задержку во вступлении в ВТО, заявив, что «присоединение к ВТО -- ключевая задача для правительства в ближайшие два года, переговоры нужно завершить до конца 2004 года». Г-н Касьянов также считает эту задачу осуществимой. Однако в отличие от своего подчиненного конкретные сроки не называл.
Обращаясь к присутствующим в зале представителям зарубежного бизнес-сообщества, Касьянов обнадежил их заявлением: «Мы уже приняли решения по детальной проработке целого ряда транспортных проектов по доставке нефти и газа на перспективные рынки». Греф был более категоричен: он заявил, что Россия не сможет увеличить экспортный потенциал без строительства сразу трех маршрутов по вывозу сырья на внешние рынки: восточного, западного (Балтийская трубопроводная система) и «строительства глубоководных портов на севере России». Заодно глава МЭРТ подчеркнул огромную важность развития транзитных транспортных коридоров: Россия, сказал он, имеет для этого крайне выгодное географическое положение, однако не использует его, на чем теряет до 5 млрд долларов в год.
Наконец, Греф призвал к революционным изменениям в законодательстве о пользовании природными ресурсами, лесами и водой: он призвал его просто-напросто полностью переписать. Нынешняя система допуска компаний к пользованию ресурсами, объяснил он, «непрозрачна и неэффективна». А принятие новых законов позволит увеличить наполняемость бюджета и конкурентоспособность страны.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург