|
|
N°109, 19 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» строит канал
Экспорт газа всегда был камнем преткновения в отношениях между «Гапромом» и независимыми производителями. Поставки в Европу дают российскому концерну 75% выручки от продажи газа, при том что туда идет всего лишь 25% добываемого им топлива. Для независимых возможность продавать газ по 100 долларов и больше за тысячу кубометров всегда была предметом вожделения, «Газпром» же жестко бился за сохранение самой своей денежной монополии. В последнее время, когда к «вопиющему гласу» независимых присоединился весомый голос чиновников Минэкономразвития, концерн счел нужным смягчить свою позицию. Новым его «изобретением» стала идея единого экспортного канала в лице стопроцентной «дочки» монополиста -- «Газэкспорта».
Представители «Газпрома» открыто говорят, что согласны пустить часть газа независимых производителей в экспортную трубу, но только если продавать его будет это дочернее предприятие. Кроме того, квота, по их словам, должна быть пропорциональной объему газа, который независимые готовы поставлять на регулируемый рынок внутри страны. Тем самым, считается, социальная нагрузка «Газпрома» будет справедливо поделена с остальными поставщиками газа, которые смогут получать долю экспортных доходов. Эту позицию подтвердили вчера выступавшие на «круглом столе», проходившем в рамках Петербурского экономического форума, зампреды правления «Газпрома» Александр Рязанов и Юрий Комаров. В то же время выступавший между ними председатель совета директоров «Итеры» Игорь Макаров прямо заявил, что создание единого экспортного канала для его компании невыгодно. Он предложил альтернативный принцип: к экспортной трубе допускаются производители, добывающие свыше 10 млрд куб. в год, а квота должна составить 20--25% от их добычи.
Представитель другой независимой компании, добывающей газ, в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» назвал предложение «Газпрома» «лукавым». По его мнению, «Газэкспорт» будет «просто закупать некий объем газа по взаимовыгодной цене, но нормальных экспортных контрактов независимым не видать». Это подтвердил и Юрий Комаров, который заявил газете «Время новостей», что, по расчетам «Газпрома», рентабельность экспортных продаж независимых производителей составит 12--15%. Получается, что «Газпром» готов покупать газ для своих экспортных нужд с такой скромной премией. Назвать эту схему доступом к экспортным доходам весьма трудно, учитывая, что у самого «Газпрома» норма прибыли по поставкам за рубеж в два-три раза выше. Г-н Рязанов вообще высказал мысль, что при цене газа в России 45 долларов за тысячу кубометров независимым будет выгоднее продавать газ на внутреннем рынке, а не стремиться в экспортный канал. При таком подходе и 35 долларов в России выглядят для независимых более привлекательным вариантом.
Собеседник газеты «Время новостей» в другой газодобывающей компании сказал, что с низкой нормой прибыли можно было бы смириться, если бы независимые производители получили возможность заключать реальные экспортные контракты с европейскими потребителями. «Под них можно было бы брать дешевые крупные кредиты на Западе, что удешевило бы производство», -- говорит он.
Ректор Санкт-Петербургского государственного горного института Владимир Литвиненко, который был «хозяином» мероприятия (оно проходило в стенах этого учреждения), не проявил большого гостеприимства по отношению к «Газпрому». Он обрушился на концерн с резкой критикой, обвинив монополиста в том, что, укрепляя свое положение в отрасли, «Газпром» делает ситуацию в экономике крайне неустойчивой. Более того, г-н Литвиненко уверен, что сегодняшняя обстановка в газовом секторе страны -- мина, взрыв которой приведет к последствиям, сопоставимым с дефолтом 1998 года. Традиционно пожурив правительство за бездействие, он заявил, что с президентом уже оговорено создание согласительной комиссии (в нее войдут все стороны, заинтересованные в реформе отрасли), которая подготовит к утверждению кабинетом министров единую концепцию развития рынка газа в России. После «круглого стола» газовики удалились обсуждать создание этой комиссии за закрытым дверями, отдельно попросив удалиться журналистов.
Алексей ГРИВАЧ, Санкт-Петербург