Время новостей
     N°109, 19 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2003
Польза, честь и слава
Петр Фоменко награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени
Событие важное, тем более что награда эта получена довольно неожиданно, не в естественном церемониальном порядке. Не прошло и недели с тех пор, как президент России подписал очередной указ о награждениях, там с мастерами культуры все было чин-чином: Никита Богословский удостоился ордена III степени в связи с 90-летием, Татьяна Доронина -- тоже в связи с юбилеем. Когда чествуется не героический поступок, а жизненная заслуга, официально именуемая «большим вкладом в развитие...», хорошо и правильно вручать знаки отличия к круглой дате. Так всегда артистов и награждают: Владимир Этуш получил орден в мае, когда ему исполнилось восемьдесят, Вячеслав Тихонов в феврале, в свои семьдесят пять, -- как же иначе? Петр Фоменко, родившийся в 1932-м, попал в орденоносцы вне очереди, и это радует. Нарушать регламент, вносить смуту в привычный официоз -- оно как-то очень по-фоменковски.

Те, кто год из года зубоскалит насчет «третьестепенных заслуг», просто-напросто не понимают дела. Орден III степени у нас высшая из наград, на которую может претендовать художник негосударственного значения. Первую степень имеет орден на груди самого президента, символ государственной власти, а II вручается не за талант и не за труд, но за судьбу, на которую упали отблески державного величия. Серебряную звезду диаметром 7,2 см (президентская на 1 см шире) носят такие люди, как Сергей Михалков и Иосиф Кобзон, и еще надо спросить Петра Фоменко, хотел бы он оказаться с ними в одной компании. Поймите правильно: речь идет не о конкретных людях, но о самом привкусе «державности», которого в невальяжной жизни Петра Наумовича никогда не было и никогда не будет. Фоменко и его ученики понимают театр как толково обустроенную площадку для самой удивительной и увлекательной игры в мире -- игры, которая особенно хороша тем, что исподволь, понемножечку подстраивает под себя окружающую жизнь. Конечно, театр для них не храм (он давно ни для кого уже не храм), но душевная польза, которую театр приносит, сродни именно той радости, которая находит верующего человека в церкви. И чем лучше театр, тем дольше не расплескиваются польза и радость.

Поэтому стоит немножко пожалеть о том, что к ордену III степени звезды не полагается, вручается только золотой знак. Орденский девиз «Польза, честь и слава» на знаке пишется с оборотной стороны, а на звезде -- с лицевой, и Петр Фоменко мог бы с полным правом показывать эту надпись всему миру. В современном российском театре он оказался самым полезным из всех режиссеров: Фоменко создал школу. Редчайший, исключительный случай: передаваемыми оказались не только принципы, но и навыки жизни в искусстве. То, что делает принципы работоспособными, но никоим образом не сводится к сумме приемов (приемы -- это как раз дело сугубо наживное и глубоко личное; тот, кто их заимствует, именуется эпигоном). То, что не оформляется в «учение», но формирует и направляет театральное течение.

Только что в «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера: «Белые ночи», режиссерский дебют Николая Дручека. Для младшего поколения «фоменок» этот спектакль своего рода удостоверение личности. Обсуждать работу «Мастерской» мы будем завтра, а сегодня всем положено радоваться и хвалить мастера.

Честь ему и слава.

на фото: И своих учеников Петр Фоменко учит жить невальяжно

Александр СОКОЛЯНСКИЙ